В сфере охраны атмосферного воздуха

Ответы на часто задаваемые вопросы субъектов хозяйствования  относительно получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников выбросов в атмосферный воздух.

  • Таковым документом является разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов. Это официальный документ, который выдается Государственным комитетом по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики и дает право субъектам хозяйствования эксплуатировать объекты, от которых в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества.

  • Для того, чтобы не допустить такого уровня загрязнения атмосферного воздуха, который будет создавать реальную угрозу окружающей среде и здоровью населения.

  • Разрешение на выбросы загрязняющих веще6ств в атмосферный воздух должны получать все субъекты хозяйствования, которые имеют стационарные источники выбросов. Граждане, имеющие отопительные котлы, печи, гаражи не получают разрешений на выбросы.

  • На сегодняшний день разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов выдаются на 1 год. После принятия Закона Донецкой Народной Республики «Об охране атмосферного воздуха» данные документы будут выдаваться сроком на 5 лет.

  • Для этого следует обратиться в Государственный комитет по экологической политике и природным ресурсам, который находится в Донецке на проспекте Мира 2б с пакетом документов. Комплектность этого пакета документов определяется Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 06 ноября 2017 г. № 14-20 «Об утверждении Временного порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками». Данный Временный порядок размещен на сайте Госкомэкополитики в разделе Деятельность – Разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

  • Сейчас выдача разрешительных документов на выбросы в атмосферный воздух является бесплатной услугой.

  • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ выдается только для стационарных источников выбросов, т.е. для тех источников выбросов, которые сохраняют свои пространственные координаты на протяжении определенного времени.

    Для автотранспорта разрешение на выбросы выдается в том случае, если автотранспорт используется для выполнения отдельных операций технологического процесса и совершает движение по промышленной площадке, также для таких источников выбросов, как въезд-выезд автотранспорта из гаража, бокса для содержания или ремонта автотранспорта, с автостоянок, расположенных на территории промышленной площадки.

    А вот на выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта, который движется по автодорогам населенных пунктов, а также за пределами населенных пунктов, разрешение на выбросы не выдается, т.к. автотранспорт, движущийся по автодорогам рассматривается, как передвижной источник выбросов. Согласно действующему законодательству для передвижных источников выбросов разрешение на выбросы не выдается.

  • Согласно пункту 2.2 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 06 ноября 2017 г. № 14-20 «Об утверждении Временного порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» гражданам Донецкой Народной Республики не нужно получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от их автомобилей.

Общие вопросы в сфере охраны атмосферного воздуха.

  • Во-первых, разрешение на выбросы регулирует допустимые объемы выбросов загрязняющих веществ для конкретного субъекта хозяйствования. В разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов указывается, сколько тонн загрязняющих веществ в течение года может поступить в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов данного субъекта хозяйствования.

    Во-вторых, в разрешении на выбросы загрязняющих веществ субъекту хозяйствования устанавливаются нормативы выбросов по каждому загрязняющему веществу от каждого источника выброса. Соблюдение этих нормативов не нанесет ущерба окружающей среде и здоровью человека.

    В-третьих, в разрешении на выбросы устанавливаются мероприятия, позволяющие снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

  • Да, Законом ДНР «О налоговой системе» (2015 г., глава 20) предусмотрен экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Этот налог относится к Республиканским налогам.

    Расчет и уплата экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется за фактические выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов субъекта хозяйствования.

  • Загрязняющее вещество – это химическое вещество, концентрация которого превышает установленные для него нормативы и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

  • Наиболее распространенными загрязняющими веществами в атмосферном воздухе наших городов, поселков и сел являются пыль, окись углерода, двуокись азота, сернистый ангидрид, формальдегид. Эти вещества есть практически в любом населенном пункте. Пыль, окись углерода, двуокись азота поступают в атмосферный воздух при сжигании любого вида топлива. Формальдегид, в основном, является вторичным продуктом химических реакций, которые протекают в атмосферном воздухе под влиянием солнечных лучей между компонентами выхлопных газов автотранспорта.

    Кроме наиболее распространенных загрязняющих веществ есть специфические загрязняющие вещества, которые характерны только для отдельных населенных пунктов и определяются спецификой промышленного производства. На нашей территории к таким веществам относятся фенол, аммиак, сероводород. Фенол и аммиак поступают в атмосферный воздух, преимущественно, от источников выбросов коксохимических заводов. Сероводород выделяется от горящих породных отвалов.

  • Нет, не все загрязняющие вещества накапливаются в атмосферном воздухе. Различные загрязняющие вещества, имеют различное «время жизни» в атмосферном воздухе. Период, когда вещество находится в воздухе в неизменном виде, определяется тем, насколько легко оно может вступать в химические реакции с кислородом воздуха, водой или другими химическими веществами, или подвергаться биохимическому разложению на более простые соединения с участием микроорганизмов. Например, двуокись азота находится в воздухе только 4 дня, сернистый ангидрид – от 3 до 7 суток, формальдегид – до 10 суток, окись углерода – 36 суток. (Углекислый газ – до 4 лет).

    Следует отметить, что в природе есть механизмы самоочищения атмосферного воздуха.

    Это, в первую очередь, ветер, который рассеивает выбросы загрязняющих веществ, уменьшая их концентрацию в месте выброса.

    Частицы пыли под действием силы тяжести оседают из воздуха на земную поверхность.

    Осадки способствуют вымыванию из атмосферного воздуха частиц пыли и некоторых газообразных загрязняющих веществ.

    Отдельные загрязняющие вещества могут реагировать друг с другом, образуя менее опасные для окружающей среды и человека.

    Большую роль в очищении атмосферного воздуха играют зеленые растения.

    Однако, природа сейчас не может полностью справиться с тем количеством загрязняющих веществ, которые поступают в атмосферный воздух. Поэтому, в атмосферном воздухе крупных промышленных городов наблюдаются нарушения нормативов качества атмосферного воздуха по ряду загрязняющих веществ.

    Для улучшения качества воздуха на крупных предприятиях планируются мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ. Эти мероприятия отражаются в разрешении на выбросы загрязняющих веществ.

  • По данным статистики в 2016 г. от всех видов транспорта в атмосферный воздух поступило 44128,6 т загрязняющих веществ, что составляет примерно 18,5 % от общего объема выбросов (суммарно выбросы от стационарных и передвижных источников). (Для сравнения в 2012 году выбросы от автотранспорта составляли примерно 12 % от общего объема выбросов).

    По данным Государственного управления статистики в 2016 г. по сравнению с 2015 г. объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников выбросов увеличился в 2,23 раза.

    По мощности выбросов загрязняющих веществ:

    • на первом месте стоит автотранспорт, работающий на бензине — (57 %)
    • на втором – работающий на газе – 38,6 %
    • на третьем – работающий на дизтопливе – 28,2 %
  • По данным Главного управления статистики Донецкой Народной Республики доля выбросов от автотранспорта населения в 2015 году составляла 58 % от общего объема выбросов всего автотранспорта, а в 2016 году – 75 %.

    В 2016 г. по сравнению с 2015 г. объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта населения увеличился в 2,9 раза.

    Причем, наибольшая доля выбросов ЗВ приходится на выбросы от автотранспорта, работающего на бензине (57 % от общего объема выбросов). На втором месте по мощности выбросов находятся машины, использующие сжиженный газ (38,6 % от общего объема выбросов).