Согласно Концепции реформирования системы государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины, на протяжении 2018 года планируется ликвидировать посты экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу. При этом авторы документа преследуют цель создать эффективную систему предотвращения экологических правонарушений.
Возможно ли это, попытались проанализировать специалисты отдела нетарифного регулирования Госкомэкополитики при Главе ДНР.
«В чем заключается экологический контроль в пунктах пропуска через государственную границу? Прежде всего, в соблюдении норм и требований действующего природоохранного законодательства при переезде через таможенную границу Украины транспортных средств и грузов. А это значит:
• предупреждение незаконного ввоза, вывоза или транзита грузов, содержащих промышленное сырье, отходы производства, химические соединения, токсичные химические, радиоактивные и другие опасные для окружающей природной среды и здоровья людей вещества, пестициды и агрохимикаты, а также загрязненного балласта на судах;
• обеспечение выполнения международных обязательств Украины по торговле находящихся под угрозой исчезновения видами дикой фауны и флоры, а также правил ввоза в страну и вывоза из нее растительных ресурсов, животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины (2750-12), зоологических, ботанических, минералогических коллекций и охотничьих трофеев;
• строгий контроль за перевозкой радиоактивных веществ и ядерных материалов и проведением химического анализа веществ;
• обзор экспортных и импортных партий грузов и оформление соответствующих документов в зоне деятельности таможен;
• соблюдение требований экологических норм и правил транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Украины;
• проверки экспортных и импортных партий лома черных и цветных металлов на предмет отсутствия химического или радиоактивного загрязнения и оформления сертификатов экологического контроля (при экспорте);
• обеспечение контроля грузов и транспортных средств, которые прибыли в назначенную таможню без отметки в товаротранспортных документах об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу или отметки в товаросопроводительных документах «Подлежит экологическому контролю по месту назначения», а также тех экспортных, импортных и транзитных грузов, для перевозки которых требуется специальное разрешение Минприроды.
Поэтому, если рассматривать данную Концепцию и мероприятия по ее реализации в контексте нетарифного регулирования, то принятое решение о ликвидации постов экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу является нелогичным, более того, противоречащим поставленным в документе целям. О какой эффективной системе предотвращения экологических правонарушений можно говорить, если украинские экологи, по сути, дают «зеленый свет» незаконному обороту отходов производства и потребления, в том числе и опасных, несанкционированному ввозу и (или) вывозу, транзиту опасных химических, ядовитых и радиоактивных веществ, средств защиты растений, удобрений, диких животных, водных живых ресурсов и растений, зоологических, ботанических и минералогических коллекций, охотничьих трофеев и т.д.
В конечном итоге, такое попустительство приведет к ухудшению состояния окружающей природной среды, что, естественно, негативно отразится и на здоровье украинцев», — уточнил Дмитрий Федулов, начальник отдела нетарифного регулирования Госкомэкополитики при Главе ДНР.