Об экологической ситуации и мероприятиях в ДНР

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с большим интервью, в котором Председатель Госкомэкополитики при Главе ДНР Роман Кишкань рассказал информационному агентству при правительстве РФ ИТАР-ТАСС об экологической ситуации и мероприятиях в Донецкой Народной Республике.

1. Какие мероприятия запланированы для унификации экологических норм и требований ДНР и РФ? Будут ли они ужесточены, или наоборот, смягчены?

Для обеспечения плавного перехода Донецкой Народной Республики на общероссийские нормы и требования в сфере охраны окружающей среды, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, которыми устанавливаются особенности применения российского законодательства на территории ДНР.

Данными документами определено, что на время переходного периода (до 1 марта 2026 года) отменяется или значительно упрощается выполнение требований федеральных законов в сфере охраны окружающей среды. Например, предусмотрена возможность не получать (в соответствии с законодательством Российской Федерации) целый ряд разрешительных документов (разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, разрешения на выбросы, комплексные экологические разрешения и иные документы в области охраны окружающей среды), возможность не предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные отчёты, планы и программы. Таким образом, на переходный период значительно смягчаются экологические требований к субъектам хозяйствования.

В то же время, Государственным комитетом по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики разработан ряд проектов нормативных правовых актов, которые позволят в переходной период осуществлять государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды путем выдачи разрешительных документов субъектам хозяйствования, не получавшим ранее разрешительной документации (в том числе субъектам, расположенным на освобожденных территориях) с целью поэтапного перевода субъектов хозяйствования на требования российского законодательства.

Важным этапом перехода на российские нормы станет категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Присвоение соответствующей категории с одной стороны позволит предприятиям, не оказывающим значительного негативного воздействия на окружающую среду, избежать излишнего административного давления, а с другой — предприятия, работа которых может нанести значительный вред окружающей среде, должны будут постепенно переходить на российские экологические нормы, внедрять энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии (наилучшие доступные технологии). Всё это позволит предотвратить загрязнение воздушного бассейна, водных ресурсов, минимизировать негативное влияние отходов производства.

Уже сейчас для приведения системы обращения с ТКО к общероссийским нормам в ДНР разработан проект территориальной схемы обращения с отходами, которая предусматривает, в том числе оптимизацию логистики по сбору ТКО, строительство современных комплексов по переработке отходов, новых объектов размещения отходов, а также производственных мощностей по их утилизации.

Значительный объём работ также предстоит проделать в рамках перехода системы особо охраняемых природных территорий на соответствие российскому законодательству: это и работы по обследованию и инвентаризации ООПТ на соответствие российским критериям, создание государственных бюджетных учреждений (в том числе, федеральных) для управления и развития соответствующих ООПТ.

2. Когда завершится переход на российское законодательство в части экологии?

В Донецкой Народной Республике процесс перехода на российское законодательство, регулирующее вопросы в сфере охраны окружающей среды, должен быть завершён до 1 марта 2026 года. До 1 января 2028 года на территории Донецкой Народной Республики нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, могут устанавливаться особенности проведения Государственной экологической экспертизы. Данные нормы закреплены в Федеральном Конституционном Законе Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» от 04.10.2022 № 5-ФКЗ.

3. Каков бюджет экологических мероприятий региона на 2023 год? Какие мероприятия запланированы?

В 2023 году на территории Донецкой Народной Республики запланировано выполнение экологических мероприятий, включенных в 2 большие программы.

Первая – это Программа социально-экономического развития Донецкой Народной Республики на 2023-2025 гг, которая сейчас находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации и готовится к утверждению.

Программой предусмотрено решение таких задач, как ликвидация объектов накопленного вреда; приобретение контейнеров, бункеров и специализированной техники для обращения с ТКО; строительство объектов обращения с отходами; инвентаризация имеющихся ООПТ; приобретение лесохозяйственной и лесопожарной техники, предпаводковое и послепаводковое обследование водных объектов; капитальный ремонт гидротехнических сооружений; оцифровка информации о запасах и ресурсах полезных ископаемых и ряд других мероприятий.

Ещё одна программа – это «Программа направления в Луганскую Народную Республику и Донецкую Народную Республику экологических гуманитарных миссий и подготовки кадров для органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации на 2023-2025 годы», утверждённая Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Абрамченко 01.02.2023, разработанная по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В 2023 году на мероприятия, которые должны быть реализованы в Донецкой Народной Республике, в соответствии с данной программой предусмотрено выделение более 40 млн. рублей.

Среди запланированных мероприятий:

  • высадка саженцев древесных и кустарниковых пород в рамках международных акций «Сад Памяти» и  «Сохраним лес»;
  • очистка от мусора берегов водных объектов в рамках Всероссийской акции «Вода России»;
  • изготовление полиграфической продукции с красотами природы, разрушающей стереотип о Донбассе как о территории исключительно заводских труб и шахтных терриконов;
  • создание визит-центра и центра реинтродукции редких видов на базе отделения «Хомутовская степь» заповедника «Степь Донецкая»;
  • создание рекреационной зоны у пруда в районе зоны «Лукоморье» ЛРП «Донецкий кряж»;
  • проведение научно-практических конференций и повышение квалификации специалистов-экологов.

4. Как оцениваете экологическую обстановку в Республике?

В настоящее время экологическая обстановка в Республике напряжённая, но контролируемая.

Результаты наблюдений Гидрометцентра ДНР свидетельствуют о том, что экстремально высоких и высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в последние годы не фиксировалось.

Серьёзной проблемой всё ещё остаются вопросы, связанные с размещением и переработкой ТКО. Сейчас отмечается серьёзный сдвиг в данном направлении. Завершена разработка территориальной схемы обращения с отходами, предусматривающей внедрение на территории ДНР новых подходов по обращению с ТКО. Схемой предусмотрены оптимизация логистики по сбору ТКО, строительство комплексных предприятий по переработке отходов полного производственного цикла, отвечающих мировым стандартам. Всего в Донецкой Народной Республике планируется ввести в эксплуатацию 3 комплексных предприятия по переработке отходов, в том числе и на административной территории Мариуполя.  

Давней проблемой является также негативное влияние на состояние окружающей среды большого количества породных отвалов (более 600, из которых более 300 не имеют собственника или балансодержателя, часть из которых не рекультивированы или являются горящими) и золоотвалов, расположенных на территории ДНР. Объём заскладированных в них отходов составляет около 4 млрд. тонн.

Крайне остро в Донецкой Народной Республике стоит проблема рационального использования и охраны водных ресурсов от загрязнения. Большая часть водных объектов относится к категории «грязных». Негативно на качестве водных ресурсов сказывается зарегулированность поверхностного стока рек водохранилищами и прудами, интенсивный забор воды на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые нужды, сброс недостаточно очищенной воды в гидрологическую сеть.

Одной из актуальных проблем является необходимость переработки и утилизации отходов строительства и сноса, образующихся в результате демонтажа зданий, разрушенных в ходе ведения боевых действий.

Стоит отметить, что в целом в Республике ведется активная работа по запуску промышленных предприятий, наращиванию темпов производства. Здесь важно помнить, что экономика и экология взаимосвязаны, поскольку развитие экономики всегда ограничено наличием достаточного количества природных ресурсов. Важно не только устранять последствия загрязнений и разрушений, но и изначально использовать технологии, которые не окажут значительного негативного воздействия на окружающую среду.

Важной составляющей экологической обстановки в регионе является наличие и развитие системы особо охраняемых природных территорий. Так, за период с 2020 года благодаря активной работе Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики было дополнительно создано (или расширена территория) 7 ООПТ, в числе которых государственный природный заказник государственного значения «Амвросиевский меловой изолят», государственные природные заказники местного значения «Гора Соколиная», «Староласпинский», «Балка Широкая и Балка Казенная», памятники природы местного значения «Пещера 1 и Пещера 2» и «Палеориф». Указом Главы Донецкой Народной Республики от 27.09.2022 №652 на территории ДНР были восстановлены в ранее существовавших границах две ООПТ: государственный природный заповедник «Степь Донецкая» и национальный природный парк «Меотида».

5. Какие предприятия наиболее нагружают атмосферу региона в плане выбросов?

Согласно данным Главного управления статистики Донецкой Народной Республики общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2021 году составило 417,04 тыс. т.

Наиболее мощным источником загрязнения атмосферного воздуха в Донецкой Народной Республике является энергетическая отрасль, а именно теплоэлектростанции, на долю которых приходится порядка 60 % выбросов загрязняющих веществ от общего количества выбросов предприятий всех отраслей промышленности. На подконтрольной ДНР территории находятся четыре теплоэлектростанции. В настоящее время работают Старобешевская ТЭС и Зуевская ТЭС. Находящиеся на освобожденных территориях Углегорская и Мироновская ТЭС пока не функционируют, но постепенно готовятся к запуску. Кроме этого, на территориях, которые пока не освобождены, остаются еще Кураховская ТЭС и Славянская ТЭС.

На долю предприятий по добыче каменного угля приходится около 30 % выбросов загрязняющих веществ.

Выбросы от предприятий металлургической промышленности (Донецкий, Енакиевский, Макеевский металлургические заводы) и предприятий коксохимической промышленности (Ясиновский, Енакиевский, Макеевский, Горловский коксохимические заводы) по итогам 2021 года составили около 5 % от общего количества выбросов. Небольшая доля выбросов этих отраслей промышленности связана не с экологичностью данных предприятий, а с режимом их работы в отчетный период.

6. Ведется ли работа по снижению нагрузки на экологию, из каких мероприятий она состоит?

Несмотря на все сложности, в Республике ведётся работа по снижению негативного воздействия на окружающую среду и улучшению её качества.

Как уже было отмечено выше, в рамках соответствующих программ запланированы мероприятия по очистке от мусора берегов водных объектов, реализация которых позволит улучшить состояние прибрежной полосы водных объектов и в определенной мере предотвратить засорение и загрязнение самих водных объектов. В рамках ближайшего мероприятия, которое состоится 29 апреля текущего года с привлечением органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественности, планируется провести работы по очистке от мусора берегов р. Кальмиус. Пройдет оно в рамках Всероссийской акции «Вода России».

Важнейшей задачей является выявление объектов накопленного вреда окружающей среде в Донецкой Народной Республике. Здесь речь идёт в основном о местах размещения отходов или недействующих производственных объектах, продолжающих оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Ликвидация таких объектов позволит исключить или минимизировать  негативное влияние на состояние атмосферного воздуха, водных объектов и почв, и в конечном итоге — улучшить состояние окружающей среды.

Одним из ярких примеров объектов накопленного вреда окружающей среде является территория ГП «Горловский химический завод».

Завод прекратил свою деятельность в начале 1990-х годов. При этом, все опасные отходы химического производства, образованные за время работы предприятия, а также остатки опасных химических веществ остались на территории завода. По состоянию на 2013 год на территории завода хранилось более 2,5 тыс. тонн химикатов и 30 тонн тротила. Трубы, бочки и цистерны находились в аварийном состоянии, что создавало риск попадания ядовитых веществ в грунтовые воды. Одним из мест хранения опасных отходов предприятия является могильник. На сегодняшний день территория ликвидированного завода по-прежнему оказывает влияние на окружающую среду.

Летом 2022 года Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики была организована совместная работа со специалистами войск радиационной, химической и биологической защиты МО России, в рамках которой был осуществлён выезд на территорию Горловского химического завода, произведен отбор проб из тела могильника, а также из водотоков вокруг.

По результатам проведенной работы, было решено включить мероприятие по ликвидации негативного влияния на окружающую среду Горловского химического завода в программу социально-экономического развития ДНР на 2023-2025 гг. В настоящее время ведётся активная работа по обеспечению разработки проектно-сметной документации и последующей ликвидации данного объекта.

Для решения проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления в ближайшие 3 года запланировано создание объектов обращения с отходами, а именно строительство экопромышленного парка в г. Мариуполь. Ввод в эксплуатацию данного объекта позволит минимизировать количество размещаемых (захораниваемых) твердых коммунальных отходов на полигонах, вовлечь в хозяйственный оборот отобранное в процессе сортировки ТКО вторичное сырье.

7. Есть ли в ДНР системы автоматического контроля выбросов в атмосферу? Будут ли они устанавливаться, в какие сроки и на каких предприятиях, в каких городах?

До 2014 года на энергетических блоках Старобешевской ТЭС и Зуевской ТЭС были установлены и функционировали системы автоматического контроля выбросов в атмосферный воздух фирмы Siemens. Однако, после начала боевых действий возникли проблемы с эксплуатацией и обслуживанием этих систем, в результате чего оборудование постепенно вышло из строя.

В ДНР, безусловно, необходимо создавать системы автоматического контроля выбросов для получения достоверной информации о показателях выбросов, повышения уровня оперативного регулирования технологических процессов производств в целях сокращения выбросов, осуществления государственного экологического надзора за выполнением условий, предусмотренных разрешением на выбросы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 262 устанавливать системы автоматического контроля выбросов в атмосферу необходимо объектам I категории (в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду). К таким объектам относятся крупные промышленные объекты, такие как теплоэлектростанции, предприятия металлургической, химической и коксохимической промышленности и т.д.

Крупная промышленность сосредоточена в основном в таких городах ДНР, как Донецк, Макеевка, Енакиево, Горловка и Ясиноватая.

Следует отметить, что во исполнение Особенностей применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2023 № 279, Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики разработаны требования к созданию систем автоматического контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ на переходный период, т.е. до 2026 года. Учитывая необходимость адаптации субъектов хозяйствования к требованиям федерального законодательства, фактически внедрение автоматических систем контроля выбросов начнется в основном с 2026 года.

Для создания системы автоматического контроля выбросов предприятию, прежде всего, необходимо определить показатели выбросов от стационарных источников. Для определения этих показателей необходимо будет провести инвентаризацию источников выбросов. Проводить инвентаризацию источников выбросов необходимо при полноценной работе предприятий и максимальной нагрузке оборудования. А так как на сегодняшний день многие предприятия работают не на полную мощность или находятся в простое, то сделать это крайне проблематично. Так что первоочередной задачей является возобновление полноценной работы предприятий и проведение инвентаризации источников выбросов для определения показателей выбросов от стационарных источников. От этого будут зависеть и сроки создания систем автоматического контроля.

8. Как боевые действия повлияли на экологическую ситуацию в регионе?

Ведение боевых действий создаёт дополнительные угрозы и риски для окружающей среды. Вот только некоторые примеры.

Из-за обстрелов с украинской стороны в Республике идёт нарушение ландшафтов, страдает флора и фауна, происходят аварийные отключения электричества на промышленных объектах. Это, в свою очередь, приводит к дополнительным выбросам вредных веществ, а остановка водоотливных комплексов шахт может вызвать их затопление.

Примерно 360 га степной растительности с редкими видами и около 1300 га леса повреждено в результате активных боевых действий только в 2014-2015 годах.

Среди других негативных факторов — загрязнение почв от применяемых Киевом боеприпасов с фосфором. Ещё до 2022 года специалисты-экологи выявляли  более чем 12-ти кратное превышения норм ПДК по общему фосфору и более чем 240-кратное превышение фонового значения по подвижному фосфору в пробах из района Ясиноватой.

В текущем году серьёзной проблемой оказались пожары, постоянно возникающие в результате боевых действий. Так, к сожалению, произошла гибель леса на значительных площадях лесных участков ландшафтно–рекреационного парка «Донецкий кряж».

Ещё один пример. 10 августа обстрелу со стороны ВСУ подвергся Донецкий пивоваренный завод. Вследствие обстрела произошла утечка аммиака. В дальнейшем было зафиксировано многократное превышение содержания азота аммонийного в пруду на территории Донецкого ботанического сада. Генеральная прокуратура ДНР возбудила уголовное дело по факту массового уничтожения военнослужащими ВСУ животного мира, отравления атмосферы и водных ресурсов, а также совершения иных действий способных вызвать экологическую катастрофу.

Не улучшает качество атмосферы и горение нефтепродуктов, в результате чего происходит дополнительный выброс в воздух оксидов углерода, оксидов азота, сероводорода, оксида серы, формальдегида. Разливы нефтепродуктов с последующим попаданием в почву и грунтовые воды влекут за собой загрязнение водных объектов.

Наиболее значительное влияние война оказывает на земельные ресурсы региона. Происходит загрязнение и засорение почв в результате сгорания боеприпасов при непосредственном ведении боевых действий, разлива и сгорания горюче-смазочных материалов, других веществ. В местах большой плотности воронок от разрывов, смешиваются почва, подстилающая порода, а также множество металлических обломков. В результате маневров военной техники и строительства различного вида и назначения фортификационных сооружений повреждается почвенный покров. Сложившаяся ситуация приводит к невозможности использования значительных земельных площадей сельскохозяйственного, рекреационного и иного назначения и потребует больших затрат на рекультивационные мероприятия.

Так, например, после боев 2014 года в районе Саур-Могилы, в том числе в границах особо охраняемой природной территории ландшафтного парка «Донецкий кряж», насчитано более 10 тысяч воронок от артиллерийских снарядов. На данной территории было рассеяно не менее 392 тонн металлических осколков. Отделом инструментального лабораторного контроля Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики, в местах разрывов боеприпасов, а также в местах размещения разбитой военной техники, на территории ландшафтного парка «Донецкий кряж», был произведен отбор проб почв для определения содержания загрязняющих веществ по сравнению с содержанием загрязняющих веществ в фоновой пробе и ПДК для оценки влияния боевых действий на экологическую ситуацию в Республике. Наиболее значительные превышения зафиксированы по таким показателям как: свинец (подвижная форма) в 14,4 раза по сравнению с содержанием свинца в фоновой пробе; цинк (валовое содержание) в более чем 36 раз по сравнению с содержанием цинка в фоновой пробе;цинк (подвижная форма) в 9130 раз по сравнению с содержанием цинка в фоновой пробе; неполярные углеводороды (нефтепродукты) в 492 раза по сравнению с содержанием нефтепродуктов в фоновой пробе.

Чрезвычайная интенсивность боевых действий в отдельных населенных пунктах и практически по всей линии разграничения приводит к значительному увеличению объемов строительных, бытовых и других видов отходов в населенных пунктах, которые подверглись разрушениям. И этот процесс продолжается. Это также потребует принятия целого ряда мер по очистке территорий населенных пунктов от отходов всех классов опасности, их сбору, сортировке, переработке, размещению и утилизации.

Природные леса, леса искусственного происхождения и защитные лесные насаждения  различного назначения, по состоянию до 2014 года занимали около 7 % территории Донецкой Народной Республики. Под воздействием боевых действий, в результате лесных пожаров, неконтролируемых вырубок, воздействия взрывоопасных предметов, отсутствия мероприятий по уходу за лесом и его воспроизводству, состояние лесного фонда значительно ухудшилось. Так, по предварительным оценкам, потери лесного фонда только за 9 месяцев 2022 года составили около 20 тыс. га лесов. Наиболее уязвимыми в связи с военными действиями являются искусственно созданные для противоэрозионных целей полезащитные лесные полосы и овражно-балочные защитные лесные насаждения, оценить потери которых еще предстоит.

Необходимо отдельно отметить, что ряд особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики  в настоящее время находится в зоне военных действий, и, соответственно, подвергается всем вышеперечисленным вредным воздействиям. В результате страдают уникальные природные ландшафты, объекты природно-заповедного фонда, такие как Национальный парк «Святые Горы», отделение «Меловая флора» природного заповедника «Степь Донецкая», ландшафтные парки «Славянский курорт», «Краматорский» и «Клебан-Бык», большое количество заказников и памятников природы.

Тем не менее, специалисты-экологи стараются оперативно реагировать на все происшествия минимизировать их негативные последствия для окружающей среды.