О состоянии окружающей среды и приоритетах деятельности Госкомэкополитики при Главе ДНР

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с полным текстом интервью, в котором Председатель Госкомэкополитики при Главе ДНР Роман Кишкань рассказал корреспонденту еженедельной газеты научного сообщества «Поиск» о совместной экспедиции с представителями Южного научного центра РАН и о дальнейшем сотрудничестве.

Чего вы ждали от этого выезда, что в результате получилось. Будут ли продолжены контакты с ЮНЦ, какие совместные исследования возможны?

— Это была вторая официальная встреча представителей сторон для подписания Меморандума о сотрудничестве Госкомэкополитики при Главе ДНР и ЮНЦ РАН, документа, определяющего основные направления сотрудничества. Сама идея подписания Меморандума появилась во время моего посещения ЮНЦ в конце февраля этого года по приглашению Заместителя Президента РАН, научного руководителя ЮНЦ РАН, академика Г.Г. Матишова на встрече с директором Южного Научного Центра РАН д.г.н. Сергеем Владимировичем Бердниковым. С самого начала, планируя совместную деятельность, после подписания Меморандума мы готовили совместный выезд на некоторые особо охраняемые территории ДНР и на проблемный участок берега Азовского моря у поселка Обрыв. Мы посетили заповедное урочище «Васильевка» — уникальный геологический объект, представляющий собой обнажение палеобазальтов вдоль реки Кальмиус. Базальты свидетельствуют о бурном геологическом прошлом этой территории, в конце девона здесь наблюдалась активная вулканическая деятельность на южной границе Донбасского геологического образования (Донецкого бассейна). Как следствие, сохранились множество отпечатков древних растений, в том числе, первых на Земле деревьев Археоптерисов (Archaeopteris), исследование которых начал еще русский палеоботаник Шмальгаузен в конце XIX ст. Кроме того, археологи находили здесь множественные свидетельства древних поселений – от палеолита до средних веков.

На пути в Национальный природный парк «Меотида», офис которого располагается в Новоазовске, посетили также гидрологический памятник природы «Родник у села Коньково» — природный источник, бьющий из сарматских известняков. Коньково – поселение, основанное донскими казаками, как и многие другие населенные пункты на территории ДНР (в прошлом это был Миусский округ Земель Войска Донского).

В составе делегации от ЮНЦ был орнитолог Рамиз Савицкий, которому просто необходимо было пообщаться со специалистом из ДНР Геннадием Николаевичем Молоданом — человеком, стоявшим у основания НПП «Меотида». Национальный природный парк — объект ООПТ, включающий водно-болотные угодья международного уровня, где гнездится большое количество гидрофильных птиц, в том числе, редких и исчезающих видов, как например, кудрявый пеликан. В ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены многие вопросы потенциального сотрудничества и совместных работ на территории ООПТ.

Завершилась совместная экспедиция посещением поселка Обрыв, где многие годы существует проблема абразии береговой линии, установлен факт усиливающейся динамики берегоразрушения и угроза обрушения частных домовладений у края берега. Учитывая большой опыт ЮНЦ в обследовании береговой линии Азовского моря и выработке решений по берегоукреплению, участники выезда отметили большие перспективы подобного сотрудничества, в частности, совместного обследования участка берега от Кривой до Белосарайской косы. Здесь следует выразить благодарность специалисту старшему научному сотруднику лаборатории прикладного научного приборостроения ЮНЦ РАН, к.г.н. Олегу Анатольевичу Хорошеву за очень полезные оценки сложившейся ситуации с разрушением береговой линии и рекомендации по их дальнейшему обследованию. Его опыт позволит также наладить взаимовыгодное сотрудничество в сфере опасных береговых процессов в Азовском море и последствий их проявления, особенностей берегового природопользования, проблем трансформации береговых ландшафтов, проблем сохранения объектов культурного наследия в береговой зоне.

ДНР предстоит многое сделать, чтобы по окончании СВО залечить раны войны, пройти этап восстановления. Не останутся ли при этом в тени вопросы экологии? Какие проблемы в плане экологии возникли или усугубились из-за военных действий. Есть ли понимание, как их решать, и как здесь могли бы помочь ресурсы ЮНЦ и вообще российской науки?

— Безусловно, ведение боевых действий создаёт дополнительные угрозы и риски для окружающей среды. Приведу несколько примеров.

Из-за обстрелов с украинской стороны в Республике идёт нарушение ландшафтов, страдает флора и фауна, происходят аварийные отключения электричества на промышленных объектах. Это, в свою очередь, приводит к дополнительным выбросам вредных веществ, а остановка водоотливных комплексов шахт может вызвать их затопление. Большие площади участков степной растительности с редкими видами и около 1300 га леса повреждено в результате активных боевых действий только в 2014-2015 годах.

Среди других негативных факторов — загрязнение почв от применяемых Киевом боеприпасов с фосфором. Ещё до 2022 года специалисты-экологи выявляли более чем 12-ти кратное превышения норм ПДК по общему фосфору и более чем 240-кратное превышение фонового значения по подвижному фосфору в пробах из района Ясиноватой после применения ВФУ фосфорных боеприпасов.

В текущем году серьёзной проблемой оказались пожары, постоянно возникающие в результате боевых действий. Так, к сожалению, можно констатировать факт гибели леса на значительных площадях лесных участков ландшафтно–рекреационного парка «Донецкий кряж» и Биосферной особо охраняемой природной территории «Хомутовская степь-Меотида».

В июле 2022 года на территории Амвросиевского района в результате обстрелов ВФУ Донецкой Народной Республики, общий рассчитанный ущерб от лесных пожаров заповедной территории ЛРП «Донецкий кряж», вызванных военной агрессией ВФУ, составил более 11 миллионов рублей.

В конце августа прошлого года в результате обстрелов и возникших верховых и низовых лесных и степных пожарах, на территории урочища «Знаменка» в Благодатновском лесничестве ГУП ДНР «Амвросиевское лесное хозяйство», огнем также была повреждена заповедная зона ЛРП «Донецкий кряж» на площади 60,3 га. Сотрудниками отдела государственного экологического контроля была установлена гибель сосны обыкновенной и крымской в количестве 1188 деревьев на сумму вреда, причиненного в результате данных пожаров, 3 303 036 рублей.

Ещё один пример. 10 августа 2022 года обстрелу со стороны ВСУ подвергся Донецкий пивоваренный завод. Вследствие обстрела произошла утечка аммиака. В дальнейшем было зафиксировано многократное превышение содержания азота аммонийного в пруду на территории Донецкого ботанического сада, которое привело к массовому замору водной фауны. Генеральная прокуратура ДНР возбудила уголовное дело по факту массового уничтожения военнослужащими ВСУ животного мира, отравления атмосферы и водных ресурсов, а также совершения иных действий способных вызвать экологическую катастрофу.

Не улучшает качество атмосферы и горение нефтепродуктов, в результате чего происходит дополнительный выброс в воздух оксидов углерода, оксидов азота, сероводорода, оксида серы, формальдегида. Разливы нефтепродуктов с последующим попаданием в почву и грунтовые воды влекут за собой загрязнение водных объектов.

Наиболее значительное влияние война оказывает на земельные ресурсы региона. Происходит загрязнение и засорение почв в результате сгорания боеприпасов при непосредственном ведении боевых действий, разлива и сгорания горюче-смазочных материалов, других веществ. В местах большой плотности воронок от разрывов, смешиваются почва, подстилающая порода, а также множество металлических обломков. В результате маневров военной техники и строительства различного вида и назначения фортификационных сооружений повреждается почвенный покров. Сложившаяся ситуация приводит к невозможности использования значительных земельных площадей сельскохозяйственного, рекреационного и иного назначения и потребует больших затрат на рекультивационные мероприятия.

Так, например, после боев 2014 года на особо охраняемой природной территории ландшафтного парка «Донецкий кряж» на площади в 7,5 тыс. га насчитали 15 505 воронок от артиллерийских снарядов и авиабомб. По оценкам на данной территории было рассеяно не менее 392 тонн металлических осколков. Наиболее значительные превышения в отобранных пробах зафиксированы по таким показателям, как: свинец (подвижная форма) в 14,4 раза по сравнению с содержанием свинца в фоновой пробе; цинк (валовое содержание) — в более чем 36 раз по сравнению с содержанием цинка в фоновой пробе; цинк (подвижная форма) — в 9130 раз по сравнению с содержанием цинка в фоновой пробе; неполярные углеводороды (нефтепродукты) — в 492 раза по сравнению с содержанием нефтепродуктов в фоновой пробе.

Чрезвычайная интенсивность боевых действий в отдельных населенных пунктах и практически по всей линии разграничения приводит к значительному увеличению объемов строительных, бытовых и других видов отходов в населенных пунктах, которые подверглись разрушениям. И этот процесс продолжается. Это также потребует принятия целого ряда мер по очистке территорий населенных пунктов от отходов всех классов опасности, их сбору, сортировке, переработке, размещению и утилизации.

Природные леса, леса искусственного происхождения и защитные лесные насаждения различного назначения, по состоянию до 2014 года занимали около 7 % территории Донецкой Народной Республики. Под воздействием боевых действий, в результате лесных пожаров, неконтролируемых вырубок, воздействия взрывоопасных предметов, отсутствия мероприятий по уходу за лесом и его воспроизводству, состояние лесного фонда значительно ухудшилось. Так, по предварительным оценкам, потери лесного фонда только за 9 месяцев 2022 года составили около 20 тыс. га лесов. Наиболее уязвимыми в связи с военными действиями являются искусственно созданные для противоэрозионных целей полезащитные лесные полосы и овражно-балочные защитные лесные насаждения, оценить потери которых еще предстоит.

Необходимо отдельно отметить, что ряд особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики в настоящее время находится в зоне военных действий, и, соответственно, подвергается всем вышеперечисленным вредным воздействиям. В результате страдают уникальные природные ландшафты, объекты природно-заповедного фонда, такие как Национальный парк «Святые Горы», отделение «Меловая флора» природного заповедника «Степь Донецкая», ландшафтные парки «Славянский курорт», «Краматорский» и «Клебан-Бык», большое количество заказников и памятников природы.

Однако, совершенно неверно думать, что с началом военных действий природоохранная деятельность в ДНР была приостановлена. Напротив, специалисты-экологи стараются оперативно реагировать на все происшествия минимизировать их негативные последствия для окружающей среды. Что можно упомянуть из уже сделанного?

В прошлом году Госкомэкополитики при Главе ДНР отмечал 5 лет с момента создания. За это время нами были:

  • Разработаны инновационные концепции стратегических документов: Основ государственной экологической политики ДНР, Обращения с отходами и Развития природно-заповедного фонда.
  • Разработаны более 200 нормативных правовых актов природоохранной направленности.
  • Выдано почти 7000 различных разрешений, ограничивающих деятельность загрязнителей окружающей среды.
  • Проведено более 2000 ресурсных проверок, составлено более 1200 административных протоколов, общая сумма поступлений в бюджет от нарушителей природоохранного законодательства составила около 260 млн. руб.
  • Проведено более 100 государственных экологических экспертиз, рассмотрено более 600 градостроительных обоснований размещения объектов.
  • Выдано более 20 000 разрешительных документов в сфере нетарифного регулирования (пересечение границы экологически опасными грузами).
  • При участии регионального телеканала «Оплот» созданы три документальных фильма, 27 выпусков тематической программы «Среда».
  • Подготовлен список редких видов для включения в Красную книгу – 715 видов.

В 2023 году на территории Донецкой Народной Республики запланировано выполнение экологических мероприятий, включенных в 2 большие программы.

Первая – это Программа социально-экономического развития Донецкой Народной Республики на 2023-2025 гг., которая сейчас находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации и готовится к утверждению.

Программой предусмотрено решение таких задач, как ликвидация объектов накопленного вреда; приобретение контейнеров, бункеров и специализированной техники для обращения с ТКО; строительство объектов обращения с отходами; инвентаризация существующих ООПТ; приобретение лесохозяйственной и лесопожарной техники, предпаводковое и послепаводковое обследование водных объектов; капитальный ремонт гидротехнических сооружений; оцифровка информации о запасах и ресурсах полезных ископаемых и ряд других мероприятий.

Ещё одна программа – это «Программа направления в Луганскую Народную Республику и Донецкую Народную Республику экологических гуманитарных миссий и подготовки кадров для органов государственной власти указанных субъектов Российской Федерации на 2023-2025 годы», утверждённая Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Абрамченко 01.02.2023, разработанная по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В 2023 году на мероприятия, которые должны быть реализованы в Донецкой Народной Республике, в соответствии с данной программой предусмотрено выделение более 40 млн. рублей.

Уже в текущем году с целью формирования более совершенной системы обращения с отходами нами совместно с ППК «РЭО» разработан проект Территориальной схемы обращения с отходами для ДНР. Республика планирует с помощью Правительства Российской Федерации построить у Мариуполя современный комплекс по обращению с ТКО, включая экопромышленный парк. Схемой предусмотрены оптимизация логистики по сбору ТКО, строительство комплексных предприятий по переработке отходов полного производственного цикла, отвечающих мировым стандартам.

Мы за последние три года создали шесть новых ООПТ, при этом площадь заповедных территорий увеличилась на 730 га. Расширение площади природно-заповедного фонда является важной управленческой мерой по восстановлению биоразнообразия. Логика здесь очевидна – способность природных территорий к самовосстановлению после нанесенного ущерба зависит от биоразнообразия, представленного на конкретной территории, а биоразнообразие напрямую связано с площадью охраняемых экологами территорий. Здесь мы также видим широкие возможности для сотрудничества с ЮНЦ в рамках Меморандума, в частности, по реализации комплексного подхода к объектам ООПТ как территориям, характеризуемым не только природными богатствами, но также имеющим исторические, краеведческие, археологические особенности. Это даст перспективы развития познавательного и экологического туризма на базе сети особо охраняемых природных территорий, в том числе, в рамках концепции «культурный ландшафт».

Важной перспективой сотрудничества видится также совместная деятельность по исследованию акватории Азовского моря в контексте оценки состояния морских биологических ресурсов, перспектив их оздоровления, а также исследованию абразионных процессов с целью подготовки рекомендаций по принятию научно обоснованных управленческих решений.

Какие первоочередные задачи стоят перед вашим комитетом? Что наиболее тревожит? Навскидку – качество воды, абразия берегов Азовского моря, деградация территорий из-за шахтной подработки? Что-то ещё?

— Из приоритетов:

Гармонизация регионального природоохранного законодательства с федеральным с целью достижения полного соответствия требований к завершению переходного периода (март 2026г.).

Существенное усовершенствование системы обращения с отходами, как коммунальными, так и производственными, в частности, отходами строительства и сноса, возникающими вследствие массовых разрушений от боевых действий.

Ликвидация объектов накопленного вреда (территории ликвидированных промышленных предприятий, могильники, шламонакопители, полигоны ТКО, отработавшие проектный ресурс и т.д.) в рамках федеральных экологических проектов.

Обеспечение должной очистки сбрасываемых шахтных вод ликвидированных горнодобывающих предприятий.

Расчистка заиленных русел рек в регионе.

Расширение количества и площади объектов особо охраняемых природных территорий.

Развитие системы экологического просвещения и информирования населения.

Планируется также создавать системы автоматического контроля выбросов крупных загрязнителей для получения достоверной информации о показателях выбросов, повышения уровня оперативного регулирования технологических процессов производств в целях сокращения выбросов (например, в период неблагоприятных метеоусловий), осуществления государственного экологического надзора за выполнением условий, предусмотренных разрешением на выбросы.

О состоянии окружающей среды:

В настоящее время экологическая обстановка в Республике напряжённая, но контролируемая.

Результаты наблюдений Гидрометцентра ДНР свидетельствуют о том, что экстремально высоких и высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в последние годы не фиксировалось. Наиболее мощным источником загрязнения атмосферного воздуха в Донецкой Народной Республике является энергетическая отрасль, а именно теплоэлектростанции, на долю которых приходится порядка 60 % выбросов загрязняющих веществ от общего количества выбросов предприятий всех отраслей промышленности.

Крайне остро в Донецкой Народной Республике стоит проблема рационального использования и охраны водных ресурсов от загрязнения. Негативно на качестве водных ресурсов сказывается зарегулированность поверхностного стока рек водохранилищами и прудами, интенсивный забор воды на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые нужды, сброс недостаточно очищенной воды в гидрологическую сеть, шахтные воды.

Стоит отметить, что в целом в Республике ведется активная работа по запуску промышленных предприятий, наращиванию темпов производства. Здесь важно помнить, что экономика и экология взаимосвязаны, поскольку развитие экономики всегда ограничено наличием достаточного количества природных ресурсов. Важно не только устранять последствия загрязнений и разрушений, но и изначально использовать технологии, которые не окажут значительного негативного воздействия на окружающую среду. Именно поэтому мы начинаем работу с предприятиями по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), поскольку до сих пор такой практики в Республике не было.