За последние годы во всех странах Европейского Союза сложилась уверенность в необходимости интегрированного подхода в вопросах экологического управления. Это, прежде всего, касается оценки степени воздействия на окружающую среду и выдачи разрешений на природопользование, когда учитываются все компоненты окружающей среды, вместо изолированного их рассмотрения.
Внедрение такого комплексного подхода впервые прозвучало в 1968 году в Париже на конференции ЮНЕСКО, а в 1971 году было предложено понятие «мониторинг окружающей природной среды». В 1972 г. в Стокгольме на первой международной конференции ООН по окружающей среде была принята резолюция создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды.
Стремление Украины к интеграции с Европейским Союзом внесло коррективы и в экологический ее аспект. Казалось бы, замечательно с точки зрения расширения сотрудничества между странами на региональном и глобальном уровнях. Но эта тенденция для Украины происходила и происходит на фоне разрыва исторически сложившихся культурных, экономических, экологических и иных связей с т.н. «Русской цивилизацией» или постсоветским пространством. А сегодня еще и в условиях гражданской войны, полного экономического коллапса и обнищания населения.
Однако, стремление войти в ЕС, фанатичная вера в него (порой даже больше, чем сама Европа верит в себя), отражается и на внутренней экологической политике.
Последним таким экологическим «импульсом» было создание первой очереди системы экологического мониторинга на временно подконтрольной Украине территории Донецкой области.
По сообщению, т.н. главы Донецкой областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского, установлены шесть стационарных постов мониторинга атмосферного воздуха в Краматорске, Николаевке, Бахмуте, Мариуполе и Курахово. По его словам, «подключен только первый этап работы автоматизированной системы мониторинга состояния окружающей среды. Пока система способна в онлайн-режиме отслеживать основные показатели атмосферного воздуха: температуру, скорость ветра, давление и влажность, а также концентрацию пыли». В следующем году планируется также установить дополнительные датчики на предприятиях… По словам Жебривского, «следующий шаг — изменения в национальном экологическом законодательстве, которые бы четко определяли нормы и стимулировали загрязнителей приводить к этим нормам выбросы предприятий».
Как не зааплодировать! Так и хочется сказать: «Молодцы»!
Только, паны-экологи и пан Жебривский, есть для вас один совет: не прокладывайте дорогу в Европу, не уложив под землю коммуникации!
И дело вот в чем.
- Система мониторинга окружающей среды – многоуровневая система. Вы создаете региональную систему мониторинга шестью стационарными постами контроля окружающей среды в пяти городах, репрезентативность выбора которых остается под очень большим сомнением. И с сервером в Краматорске. Почему не на североамериканском континенте?
И почему бы не установить посты контроля качества атмосферного воздуха в таких городах, как Доброполье, Красноармейск, загрязняющие во много раз сильнее атмосферный воздух не только Донецкой области, но и соседних регионов Украины?
- Рекомендуем для плодотворного сотрудничества с Европой изучить принципы построения измерительных сетей в странах ЕС. Да, согласно численности населения выбранных городов, количество постов может и соответствовать Директиве ЕС. Но, есть замечание: атмосферный воздух городов Европы по качеству заметно лучше, да и технологии различных производственных процессов – на более высоком уровне. Если же вы говорите о производственном мониторинге, то ваша система постов не отвечает никаким принципам их расположения и, тем более, их количеству.
- Вы создаете систему мониторинга окружающей среды без предварительного изменения экологических стандартов ее качества. То есть, см. выше, строите дорогу без коммуникаций! Неужели денег не жалко?
Следует также упомянуть, что при Украине в Донецкой области осуществлялась попытка создания системы мониторинга окружающей среды, главным недостатком которой была устаревшая нормативно-правовая база, отсутствие единого методического подхода к оценке качества окружающей среды.
Поэтому для полноценной работы системы мониторинга в Донецкой Народной Республике, прежде всего, разрабатывается нормативно-правовая база, а также новые методические подходы к оценке качества окружающей среды.
Первым этапом создания государственной системы мониторинга Донецкой Народной Республики будет внедрение автоматизированной системы мониторинга на муниципальном уровне (на примере г. Донецка).
P.S. Пожелание Жебривскому: читайте басню Крылова « Квартет»:
«А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь!»