В Украине практически не осталось мест с чистым воздухом и водой. В то же время, предприятия-загрязнители платят самые низкие налоги в Европе за свои “грязные дела”. На сегодняшний день система украинских штрафов (и эконалогов) такова, что она не стимулирует загрязнителей вкладываться в модернизацию своих устаревших и неэкологичных производств. Дешевле заплатить налог, и продолжать коптить небо.
В чем суть экологических платежей? В цивилизованном мире, если установленная предприятию квота на загрязнение превышается, владелец предприятия получает такой огромный штраф, который может его просто по миру пустить. Поэтому загрязнитель кровно заинтересован в модернизации и сокращении выбросов.
В Украине эта система не работает по двум причинам. Во-первых, практически отсутствует система мониторинга. Об измерителях на каждом источнике выбросов, как в Европе, приходится только мечтать. Во-вторых, размеры налогов и штрафов – мизерные. Например, в Швеции налог на выбросы СО2 составляет 118 евро за тонну, в Финляндии — 54—58, в Великобритании — 22, а в Украине – барабанная дрожь! – 37 копеек. Вот почему предприятиям-загрязнителям проще заплатить «копеечный» штраф и продолжать работать на старом оборудовании, чем вкладываться в модернизацию производства.
Но проблема не только в размере налога. Важно еще и то, как и на что тратятся деньги, которые все же удается собрать.
Схема проста. Из того, что уплачивают предприятия за загрязнение окружающей среды, только 25% остается на местах. 55% уходит в областной бюджет, и 20% — в государственный. Причем в Киеве деньги поступают в общий фонд и могут тратиться на что угодно, т.е. не только на экологию. Поэтому-то в столице пристально следят за тем, насколько эффективно тратят экологические на местах, и в случае проволочек, забирают деньги в госбюджет.
Именно это и произошло на минувшей неделе в Донецкой области: по словам главы военно-гражданской администрации Павла Жебривского, из областного экологического фонда столица изъяла 250 миллионов гривен (!). Так что останется регион без новых мусоровозов.
Как думаете, сколько заплатили за «убитые» воздух и воду областные предприятия, расположенные на территории, временно подконтрольной Украине? По состоянию на 1 октября 2017 года (более свежей информации в области не предоставили), от уплаты экологического налога в областной бюджет поступило 388,6 млн. грн. Из них 51,2 млн грн. – от мариупольских предприятий (к декабрю эта сумма должна составлять более 64 млн. грн.)
При этом по состоянию на 1 декабря в мариупольский бюджет на счета экофонда поступило 32 миллиона 281 тыс. грн. А с учетом остатка средств с прошлого года (16 млн. 616 тыс. грн), до конца 2017-го в городе планировалось потратить более 48 млн. грн.
Основная статья экологических расходов – утилизация отходов – 34 млн. грн. 6,3 млн.грн. “съела” охрана и рациональное использование природных ресурсов: деньги направлены на приобретение оборудования по уборке улиц, озеленение. Причем глава департамента экологии Ваагн Мнацаканян утверждает, что в Мариуполе (после громкого скандала и расследования коррупционных схем при закупке саженцев) изменили подход к подбору и посадке зеленых насаждений. «Прочие расходы» – 1,1 млн. грн. – по словам Мнацаканяна, деньги на обеспечение работы передвижной эколаборатории.
Не осталась в стороне и Донецкая областная военно-гражданская администрация. Из областного фонда она запланировала вернуть городу — в виде инвестиций в экологические проекты — 88,3 миллиона гривен. Правда, область на самом деле сумела освоить и перенаправить лишь 25,5 млн. грн. (28,9%). Не удивительно, что “ненужное” Киев поспешил забрать в центр.
На что потрачены эти миллионы? На 8, безусловно, важных экологических мероприятия, которые, за исключением Кленовой балки, к сожалению, дальше проектирования пока так не двинулись.
Можно сколько угодно вещать со всех городских телеканалов о том, что экология не влияет на здоровье, а успешная работа предприятий-загрязнителей — это залог процветания Мариуполя. Но статистика безжалостна. По данным ВОЗ, каждые 2 часа из-за плохого состояния окружающей среды в Украине умирают 3 человека.
А все попытки топ-менеджмента мариупольских заводов увести разговор от модернизации в плоскость “вы враги, вы хотите закрыть заводы” – банальная провокация. Потому что экологическое законодательство требует не закрытия, а МОДЕРНИЗАЦИИ. Причем очень быстрой. Да, нужны большие деньги). Но разве наше здоровье и здоровье наших детей ничего не стоит?
Источник: www.0629.com.