За линией. Разграничения и разумного

Мариуполь  по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА), который учитывает степень загрязнения воздуха  по пяти приоритетным загрязняющим примесям, вновь оказался на первом месте. При этом эксперты Центральной геофизической обсерватории им. Бориса Срезневского отметили, что он лидировал по уровню загрязнения и в 2017 году.

Исследования  проводились в январе-июне 2018 года среди 39 городов Украины. К слову, в топ-десятку  также вошли Славянск и Краматорск.

Эксперты оценивают  уровень загрязнения атмосферного воздуха в указанных городах  как » высокий», что обусловлено, по большей части, значительными концентрациями  специфических вредных веществ – формальдегида, фенола, фтористого водорода, аммиака, зависших веществ, диоксида азота, оксида углерода.  В целом,  определялось содержание 22 загрязняющих веществ, включая восемь тяжелых металлов.

Надо заметить, что не отвечают нормативам по гидрохимическим показателям  и воды Азовского моря и устьевых участков рек, которые существенно загрязнены нефтепродуктами и фенолами, соединениями азота аммонийного и азота нитритного. Да и в почвах на территории промышленных городов, в частности Мариуполя, из-за многолетних выбросов загрязняющих веществ  сформировались зоны повышенного содержания тяжелых металлов.

Мы  часто киваем на Европу: там заводы стоят в центре города — и ни пылинки вокруг. Но и в Мариуполе, есть мнение,  такое возможно, если  Украина выполнит взятые на себя обязательства в рамках Соглашения  об ассоциации Украина-ЕС. Экологическим проблемам в документе отведен отдельный большой раздел. Но почему же  до сих пор не работают европейские экологические стандарты,  что именно должно измениться в оценке качества атмосферного воздуха, и когда это произойдет?

В странах Европейского Союза наивысшая ценность — это жизнь и здоровье каждого гражданина.  Именно поэтому экологические стандарты — это не второстепенные, а основополагающие требования к любой деятельности.  Хочешь работать — выполняй правила. Вот почему заводы Рината Ахметова в Италии принципиально отличаются от его же заводов, находящихся в Мариуполе.

В ЕС разработаны очень жесткие нормативы, чего и сколько может содержаться  в воздухе. И есть только один способ добиться от загрязнителя их выполнения — мониторинг каждого источника  выброса и колоссальные  штрафы. В Украине и с тем, и с другим есть проблемы.

Даже относительно новая лаборатория “Атмосфера” не измеряет пыль по фракциям. Нет измерения, нет и штрафов. Такая ситуация,безусловно,  очень устраивает загрязнителей: они-то знают, что европейские нормативы не выполняют. И знают не только они. Согласно мониторингу сайта 0629, среднесуточные показатели загрязнения по пыли обеих фракций достаточно часто превышают норму. Например, 19 августа в течение 8 часов показатели по особо опасной пыли РМ 2,5 мкм в районе площади Кирова превышали европейскую ПДК в 4,5 раза, в течение еще 8 часов — в 2 раза. И только оставшиеся 8 часов в дневное время ПДК по пыли были в норме.

Если бы в Украине уже приняли новые нормативы и новые штрафы, огромные суммы были бы доначислены в городской и областной бюджеты . И дело даже не в бюджете. Ведь штрафы — не столько наказание. Штрафы — это стимул для собственника модернизировать оборудование. Модернизироваться должно быть финансово выгоднее. Только так система заработает.

Но в Украине  принятие решения, к сожалению,  зависит от тех, кто заинтересован в том, чтобы ничего в сфере экологии не менялось. Однако все потуги оттянуть неприятный для олигархов момент бессмысленны. Соглашение подписано, выполнять его положения необходимо. И поэтому рано или поздно каждый владелец предприятия-загрязнителя окажется перед выбором: либо модернизировать, либо платить. И не «копейки», как сейчас, а миллионы гривен.

Так что же должна сделать Украина, чтоб в ее городах стало легче дышать?

1.Разработать и принять законодательство про определение зон агломерации (то есть зональное деление страны, но не по региональному принципу, как сейчас, а по степени экологического загрязнения). Срок выполнения — осень 2017 года. Состояние: не выполнено.

  1. Определение зон агломерации. Срок выполнения — осень 2018 года. Состояние: не выполнено.
  2. Внедрение планов улучшения состояния атмосферного воздуха для зон агломерации. Срок — осень 2019 год. Состояние: «еще и конь не валялся».
  3. Установление системы информирования общественности. Срок выполнения — осень 2018 года. Состояние: принят закон “Про оцінку влпиву на довкілля”, что,безусловно, является частью системы информирования общественности. Но задача полностью не решена.
  4. Установить верхние и нижние границы предельных значений для основных загрязняющих веществ, определить цель об уменьшении наиболее опасной пыли мелкой фракции РМ 2,5. Срок — осень 2017 года. Состояние: не выполнено.
  5. Уменьшение содержания серы в жидком топливе. Срок — до конца 2016 года – установка эффективной системы замеров количества серы. До конца 2020 года — запрет на использование тяжелого дизельного топлива, газа и нефти с содержанием серы, превышающей ПДК. Состояние: не выполнено.
  6. Внедрение европейских стандартов качества бензина и дизельного топлива, запрет на продажу этилированного бензина. Срок — осень 2017 год. Состояние: с 1 января вступила в силу норма технического регламента о запрете использования мазута для производства бензина с содержанием серы больше 1%. Однако системы мониторинга исполнения технического регламента нет. Как выполняется норма и выполняется ли вообще — пока не известно.
  7. Внедрение системы оценки качества атмосферного воздуха и реализации мероприятий по его улучшению. Срок — осень 2019 года. Состояние: не выполнено.
  8. Ограничение выбросов летучих соединений (разработка законодательства, утверждение пороговых значений, маркировка товаров, содержащих летучие соединения соответствующим образом, а также ограничение их содержания в лакокрасочной продукции). Срок — 2019 год. Состояние: не выполнено. В настоящее время разработан технический регламент, есть проект, однако это и все.

Очевидно, что Украина сильно выбивается из графика имплементации. По мнению Лины Плющаковой, технического директора Украинского научного института технической экологии, особенно сильно бьет по украинцам отсутствие новых санитарных нормативов качества воздуха.  Нормативы СССР ликвидированы, новые не приняты. Европейское законодательство предусматривает постепенное достижение нормативов качества воздуха посредством реализации ряда мероприятий, которые должны снизить негативное воздействие на атмосферу. Но в Украине существует очень сильное промышленное лобби, которое препятствует реализации Соглашения об ассоциации. И, как считает эксперт, единственный способ преодолеть это влияние — штрафные санкции со стороны ЕС в виде непредоставления финансовой помощи «незалежной».

https://www.0629.com.ua/news/2131958https://interfax.com.ua/news/economic/525117.html