Рост популярности движения, которое стремится застыдить безудержных потребителей, представляет собой реальную угрозу для общества, заявил в интервью агентству Блумберг глава H&M Карл-Йохан Перссон.
Сторонники концепции zero-waste («ноль отходов») и экономисты говорят — у промышленности нет выбора, ей действительно придется меняться вслед за привычками молодых.
Карл-Йохан Перссон управляет компанией H&M в течение 10 лет. Он обеспокоен тем, что движение, которое получило новый импульс благодаря активистке Грете Тунберг, нацелено на то, чтобы «прекратить делать вещи, прекратить потреблять, прекратить летать».
«Да, это может привести к небольшому влиянию на окружающую среду, но у этого будут ужасные социальные последствия», — сказал Перссон в беседе с Блумберг. По словам Перссона, экологические проблемы важны и их действительно нужно решать, но не стоит забывать и о другой важной проблеме — борьбе с бедностью.
«Мы должны сократить влияние на окружающую среду. Но в то же время мы должны создавать рабочие места, улучшать здравоохранение и пользоваться всеми благами, которые появляются благодаря росту экономики», — уверен Перссон.
Новая модель потребления
Концепция Zero waste — это набор принципов, который направлен на минимизацию отходов вплоть до полной их ликвидации. Она предполагает, что все продукты производства должны иметь большой жизненный цикл и использоваться повторно, а ресурсы быть возобновляемыми.
«Zero waste и развитие экономики несовместимы, более того, они противоречат друг другу. Для роста экономики необходимо больше производить и больше потреблять: при этом не важно, насколько тебе нужна эта вещь и как быстро ты от нее избавишься», — считает автор экологического телеграм-канала «Пакет не нужен» Алексей Марашов.
Zero waste, напротив, предлагает экономить по максимуму: отказываться от излишеств, не совершать импульсивных покупок, использовать и перерабатывать уже приобретенное.
«Если с завтрашнего дня большинство населения начнет придерживаться zero waste — думаю, со временем это погубит многие отрасли экономики; особенно те, в которых реализуются товары не ежедневной необходимости, срок службы которых более года. Например, такие как потребительская электроника, брендовая одежда, ювелирные украшения», — говорит Марашов.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков отмечает — сейчас происходит трансформация модели потребительского общества, к которой бизнесу надо приспособиться.
«Молодое поколение часто не видит смысла во владении продуктом. Это несложно заметить — молодежь готова жить в съемном жилье. Если мы посмотрим рынок автомобилей, то молодежь использует краткосрочную аренду. В целом сервисы аренды популярны сейчас — и это начинает распространяться на одежду», — говорит Федяков.
Интересно, что внимание к проблеме снижения потребления привлекает компания, продающая одежду эконом-класса — хотя для ее товара эта тенденция пока не так актуальна, отмечает эксперт. Кроме того, H&M — одна из немногих компаний, которые предлагают свои решения, видя, как общество начинает себя вести по-новому, говорит он. В частности, компания внедряет инициативы по утилизации одежды — в том числе и в России.
Осознанное потребление действительно влияет на экономику — например, производство пластиковых пакетов резко упало из-за популярности экологических инициатив, отмечает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. Она уверена, что бизнес будет вынужден меняться вслед за тенденциями в потреблении.
«При ограничении потребления одежды в краткосрочной перспективе для стран, где текстильная промышленность является важной отраслью, возможен некоторый экономический спад. Но в долгосрочной перспективе инвестиции перетекут в другие отрасли, и рост экономики может возобновиться», — говорит Волчкова.
Любое предприятие подстраивается под современные условия, согласна глава медиаотдела «Гринпис Россия» Виолетта Рябко: «Невозможно представить себе бизнес, который не меняется, не отвечает современным вызовам, особенно таким, как изменение климата».
Как отмечает Рябко, основные выбросы парниковых газов связаны с fast fashion — производством недорогой одежды, которая не рассчитана на долгое использование, а также с последующими циклами разложения отходов. Например, свалки являются одним из источников метана, парниковый эффект от которого гораздо сильнее, чем от углекислого газа.
По ее словам, бизнес в разных сегментах будет перепрофилироваться и вкладывать деньги в новые направления. «Если мы говорим про сектор индустрии моды, это slow fashion (производство качественной и долговечной одежды. — Би-би-си), ремонт одежды, снижение углеродного следа компании, в том числе с помощью перехода на возобновляемые источники энергии и модели цикличной экономики», — поясняет эколог.
Авторы «Телеграм»-канала «ЭкоВолк» Юстиния Хохлова и Стивен Келли полагают, что миллениалы как новое поколение способны значительно повлиять на потребительские привычки масс.
«Что касается концепции «нуля отходов», то, как все чуждое существующей системе, она может нанести урон только тем отраслям и тому бизнесу, которые будут игнорировать новый запрос населения. Все эти корпорации не могут не знать, что миллениалы, приобретающие сейчас огромную потребительскую силу, не хотят копить экономические блага, как это делали их родители и родители их родителей. Они хотят брать в аренду все от квартиры и машины до отвертки и вечернего платья, чтобы не быть обременёнными, иметь возможность путешествовать, не находиться в заложниках у вещей и быть готовыми к неизбежным переменам, которые характерны для нашей эпохи», — делится размышлениями Юстиния в переписке с Би-би-си.
По данным Европейской экономической комиссии ООН, на производство одежды приходится около 10% всех выделяемых в мире парниковых газов. Этот сектор потребляет больше энергии, чем авиация или судоходство, пишет Блумберг.
Согласно отчету Morgan Stanley, который опубликован в феврале 2019 года, бедствия, связанные с климатом, обошлись миру в 650 миллиардов долларов за последние три года.
Источник: BBC