В сфере охраны водных ресурсов

Осуществляет ли Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики выдачу (продление) разрешения на специальное водопользование?

Водным кодексом Донецкой Народной Республики (вступил в юридическую силу 11 апреля 2020 года), такой документ, как разрешение на специальное водопользование, не предусмотрен. В связи с этим, с момента вступления в юридическую силу Водного кодекса Донецкой Народной Республики Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики не осуществляет выдачу разрешений на спецводопользование, продление, выдачу дубликатов, аннулирование и переоформление выданных ранее разрешений на специальное водопользование.


Считаются ли действительными ранее выданные разрешения на спецводопользование?

Разрешения на специальное водопользование считаются действительными до истечения срока их действия.


Какими нормативными правовыми актами регламентируется сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты?

Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» от 04.06.2021 № 36-4, а также Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты», от 26.01.2022 № 5-14.


Кто может разрабатывать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также какова процедура получения (утверждения) данных нормативов?

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее – НДС) разрабатываются водопользователем (или по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией).


Процедура получения (утверждения) НДС следующая:

  1. Водопользователь предоставляет в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, следующие документы:
  • заявление;
  • проект НДС;
  • пояснительную записку;
  • ситуационный план (карта-схема) местности;
  • план-схему территории;
  • ожидаемую схему водохозяйственного баланса водопользования;
  • план-график наблюдений за качеством поверхностных вод;
  • доверенность;
  • для юридического лица, филиала юридического лица-нерезидента и физического лица-предпринимателя – свидетельство о государственной регистрации юридического лица, филиала юридического лица-нерезидента или физического лица-предпринимателя;
  • для физического лица – паспорт и учетную карточку налогоплательщика;
  • справку о включении юридического лица, филиала юридического лица-нерезидента или физического лица-предпринимателя в Реестр статистических единиц – для юридического лица, филиала юридического лица-нерезидента и физического лица-предпринимателя;
  • формы отчетности 2ТП-водхоз;
  • результаты инструментально-лабораторного контроля качества сбрасываемых сточных вод, в т.ч. поступающих на очистные сооружения;
  • результаты инструментально-лабораторного контроля качества воды в контрольных створах (до и после точки сброса);
  • договора на предоставление услуг по централизованному водоотведению или на передачу хозяйственно-бытовых сточных вод.
  1. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, направляет проект НДС для получения согласования в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере водного и рыбного хозяйства, а также в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия населения. Срок согласования – 10 рабочих дней.
  2. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, после получения заключений о согласовании (или отказа в согласовании) проекта НДС утверждает (или отказывает в утверждении) НДС в срок не превышающий 30 рабочих дней.

Процедура выдачи разрешений на сброс следующая:

  1. Водопользователь предоставляет в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, следующие документы:
  • заявление;
  • информацию о количественном и качественном составе сбрасываемых сточных вод;
  • для юридического лица или физического лица-предпринимателя – свидетельство о государственной регистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, для филиала юридического лица-нерезидента – информационный лист о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов юридических лиц-нерезидентов;
  • для физического лица – паспорт и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;
  • справку о включении юридического лица или физического лица-предпринимателя в Реестр статистических единиц;
  • доверенность;
  • утвержденный НДС для каждого выпуска сточных вод.
  1. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в срок не превышающий 30 рабочих дней со дня получения заявления, выдает или отказывает в выдаче Разрешения на сбросы.

В каких случаях выдается разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов?

Для получения разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, в пределах лимитов, необходимо водопользователю утвердить и  согласовать план снижения сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее – План) с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому выпуску, по которому устанавливается лимит. Утвержденный водопользователем План согласовывается республиканским органом исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды.


На основании каких документов приобретается право пользования поверхностными водными объектами или их частями?

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов: при водопользовании с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; при водопользовании с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
  • использование акватории водных объектов;
  • производство электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

  • обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • сброса сточных вод;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов питьевого водоснабжения;
  • строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
  • создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
  • строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • разведки и добычи полезных ископаемых;
  • проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
  • подъема затонувших судов;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры.

Кто заключает и согласовывает Договора водопользования для водопользователей, а также согласовывает и принимает Решения о предоставлении водного объекта в пользование?

Заключает договора водопользование и принимает решения о предоставлении водного объекта в пользование Государственный комитет водного и рыбного хозяйства Донецкой Народной Республики, а согласовывает договора и решения Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики.