Краткое разъяснение к «Особенностям применения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»

Специалисты Госкомэкополитики при Главе ДНР подготовили разъяснение постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2023 № 255 об утверждении «Особенностей применения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее – Особенности по отходам).

Особенности по отходам разработаны во исполнение части 1 статьи 25 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики» от 04.10.2022 №5-ФКЗ (далее – Закон), согласно которого до 1 марта 2026 года на территории Донецкой Народной Республики законодательство Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления применяется с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации, включая сроки, порядок и условия выдачи, переоформления разрешительных документов.

Основной целью принятия Особенностей по отходам является планомерная интеграция в переходной период (до 1 марта 2026 года) новых субъектов Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации, в т.ч. в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Особенности по отходам содержат ряд положений, которые на время переходного периода отменяют или значительно упрощают выполнение требований, связанных с осуществлением хозяйственной и иной деятельности при обращении с отходами, и предусматривают следующее:

— возможность не утверждать региональные программы в области обращения с отходами;

— упрощенный порядок разработки территориальных схем обращения с отходами;

— неприменение ряда особенностей и требований в части обращения с отходами I и II классов опасности;

— отсутствие необходимости до 1 марта 2025 года предъявления к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III-IV классов опасности, требований о наличии документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения;

— неприменение требований по обеспечению нормативов утилизации отходов от использования товаров и уплаты экологического сбора к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство товаров на территории Российской Федерации, импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза и зарегистрированных на территории Донецкой Народной Республики;

— определение регионального оператора без проведения конкурса (присвоение статуса регионального оператора на основании решения уполномоченного органа соответствующего субъекта Российской Федерации);

— возникновение обязанности по отнесению к конкретному классу опасности, по паспортизации в отношении отходов I — II классов опасности с 1 марта 2024 года, в отношении отходов III — V классов опасности с 1 марта 2025 года.

— неприменение требований по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Также к основным исключениям можно отнести возможность неприменения ряда требований к эксплуатации объектов обращения с отходами, в том числе таких как:

— разработка и утверждение лимитов на размещение отходов;

— внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

— проведение на территориях объектов размещения отходов мониторинга состояния и загрязнения окружающей;

— соблюдение некоторых требований к местам / площадкам накопления отходов;

— оснащение транспортных средств, осуществляющих перевозку твердых коммунальных отходов, техническими средствами и системами аппаратурной спутниковой навигации ГЛОНАСС / GPS.