Как авиация становится экологичнее

10 апреля парламент Франции отменил короткие внутренние авиарейсы между Парижем и Нантом, Лионом и Бордо, которые можно заменить поездкой на поезде продолжительностью не более 2,5 часа. Планировалось запретить рейсы между городами, расстояние между которыми можно преодолеть на поезде за 4 часа, но после обсуждения требование смягчили.

От некоторых рейсов на небольшие расстояния во Франции отказались ещё в 2020 году —Air France перестала осуществлять короткие перелёты в обмен на финансовую поддержку государства.

Французское нововведение — одно из многих предложений из законопроекта о климате. Цель — сократить выбросы углекислого газа на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года.

По данным Transport & Environement, с 1990 по 2010 год количество рейсов по всему миру увеличилось почти в 2 раза, что спровоцировало на 70% больше выбросов парниковых газов в атмосферу.

Артём Герасименко, урбанист, основатель Центра «Здоровые города», автор одноимённого телеграм-канала, отметил:

«Запрет, принятый во Франции, — это шаг маленький для экологизации авиации в целом, но большой с точки зрения экологического сознания. В плане защиты окружающей среды эффект здесь действительно будет, но не максимально возможный. Так, между самыми популярными направлениями — Парижем и Марселем — сохранилось сообщение и остался самый большой пассажиропоток.

Но эффект, который произвело это решение на рядового пассажира, неоценим. До определённого момента никто даже не верил, что такой запрет возможен: раньше подобный сценарий можно было представить только в случае банкротства и нерентабельности таких полётов. Я уверен, что в ближайшие годы мы будем видеть больше таких примеров из многих европейских стран. Следующий шаг для экологизации авиаотрасли — переход с ископаемого топлива на водородное».

Авиационная отрасль производит только 2,5% СО2 от общего количества мировых выбросов в атмосферу, но в разных странах уже пытаются решить проблему.

Экосбор

  • В 2018 году в Швеции ввели экологический налог для авиакомпаний — со всех рейсов из этой страны взимается от €6 до €39. Налог призван минимизировать углеродный след. Оппозиция критиковала эту норму, утверждая, что лучше бы от компаний требовали увеличить процент используемого биотоплива.
  • Есть экосбор и в Нидерландах — от €7,5 за пассажира. Новый налог должен заставить путешественников отказаться от использования самолёта на средних дистанциях (до 500–600 км), делая поезда более конкурентоспособными.
  • В 2020 году правительство Австрии ввело сбор в €30 на авиабилеты на расстояния меньше 350 км. Национальный перевозчик Austrian Airlines получил финансовую поддержку в обмен на отказ от полётов по маршруту Вена — Зальцбург.
  • Великобритания, Германия, страны Северной Европы и Каталония также применяют экологические тарифы к авиации. Например, правительство каталонской автономии облагает налогом выбросы оксидов азота в атмосферу, возникающие при взлёте и посадке коммерческой авиации.

Отказ от перелётов

Одна из крупнейших европейских авиакомпаний — KLM — использовала идею отказа от перелётов для своего продвижения. В июле 2019 года они запустили рекламную кампанию с лозунгом «летайте ответственно».

«Когда мы начинали 100 лет назад, нашей главной заботой была безопасность. Мы не знали о нашем воздействии на окружающую среду», — говорилось в открытом письме директора авиакомпании.

На странице компании KLM называет самым эффективным методом повлиять на изменение климата использование биотоплива. В этом году KLM заявила, что до 2022 года купит 75 тыс. т. биотоплива.

Компенсация

Многие авиакомпании используют программы компенсации, когда пассажир может доплатить за билет — а деньги идут на программы по борьбе с глобальным потеплением. Среди них крупнейшие авиалинии — Virgin Atlantic, British Airways, The Emirates и Qantas.

Лидеры по выбросам СО2

Аналитики Transport & Environment составили рейтинг общих выбросов авиакомпаний. Первое место занимает немецкий авиаперевозчик Lufthansa — 19,11 млн т CO2, за ним следуют British Airways (18,38 млн т) и Air France (14,39 млн т). Эти же авиакомпании получили рекордную финансовую помощь от государств. Эксперты призывают пересмотреть такой шаг — по их мнению, финансовая помощь не должна предоставляться без предварительного согласия стран-членов ЕС с планом по декарбонизации авиации.

Авиакомпании не несут финансовую ответственность за рейсы, начинающиеся или заканчивающиеся за пределами Европы — это позволяет не платить углеродный сбор. В случае с Lufthansa, British Airways и Air France, они не компенсируют 77%, 86% и 83% выбросов СО2 соответственно.

Ирландская авиакомпания Ryanair — крупнейший производитель выбросов на рейсах внутри Европы.

Лейбористская партия Великобритании предлагает запретить частные самолёты в Соединённом Королевстве с 2025 года. По прогнозам, именно перелёты станут главным источником выбросов в Великобритании к 2050 году. На внутренние рейсы там приходится около 5% всех авиационных выбросов страны. В основном это маршруты длиннее 550 км. Копирование французской идеи снизит выбросы лишь на 0,3%. Но если отдать только поездам маршруты по стране до 700 км, длящиеся не более 4,5 часов, эффект будет другим, уверены эксперты. К примеру, поездка из Лондона в Эдинбург на поезде уменьшит количество выбросов на 232 кг. Такая политика сократит выбросы внутренней авиации примерно на 35%.

Среди других предложений — задуматься о международных рейсах. 70–80% самолётов направляются из Великобритании в Европу, из них более 50% — к ближайшим соседям. Обычно дорога не превышает 1 500 км. Это расстояние можно проделать за сутки на поезде или автомобиле. А от Лондона до Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и некоторых городов Франции не более 700 км. В эти четыре страны из столицы Великобритании улетает около 100 рейсов в день.

Биотопливо и экологичные самолёты

Авиационная промышленность Европы запустила план Destination 2050 по достижению углеродного нейтралитета к 2050 году. В стратегии говорится, что 92% выбросов углекислого газа в авиации можно сократить за счёт использования чистых технологий: водород, гибридные двигательные установки и устойчивое авиационное топливо.

  • Некоторые компании уже активно используют биотопливо. Hainan Airlines даже совершил трансокеанский перелёт на биотопливе. Boeing 787, заправленный топливом на основе растительного масла, прилетел из Пекина в Чикаго. Горючее содержало и стандартный авиакеросин, но на 15% состояло из масла вторичного использования, которое собирали в кухнях ресторанов Китая.
  • Finnair 4 года назад запустил трансатлантический рейс Хельсинки — Нью-Йорк на новых самолётах, использовавших биотопливо. При покупке билета на рейсы авиакомпании можно оплатить биотопливо. Также можно перевести любую сумму и на другую инициативу перевозчика — например, на развитие проекта по улавливанию углерода и посадку деревьев.
  • Singapore Airlines тоже борется за сокращение выбросов, в том числе за счёт использования новых моделей самолётов, более эффективных схем полётов и организации воздушного движения.
  • EasyJet объявила о закупке большой партии экологичных аэробусов A320 Neo. Новые самолёты производят на 15% меньше СО2 и потребляют на 15% меньше топлива.
  • У Airbus тоже далеко идущие планы — концерн поставил цель создать к 2035 году первый самолёт с нулевым выбросом вредных веществ.
  • KLM разрабатывает самолёт «Flying V» со сниженным общим весом и аэродинамическим сопротивлением. Он может вмещать столько же пассажиров, сколько и новейшие Airbus, но при этом будет на 20% экономичнее.
  • Ещё одна экологичная разработка — водородно-электрический самолёт ZeroAvia. Самолёт сможет принять на борт до 20 пассажиров и пролетит около 800 км, так что он может стать опцией для местных рейсов.

«Более эффективные новые самолёты не приведут к общему сокращению авиационных выбросов, если будут продолжать сжигать ископаемое топливо, а водородные самолёты ещё не будут готовы к выходу на рынок. Правительства и промышленность должны сосредоточиться на финансировании и внедрении биотоплива, у которого уже есть значительный промышленный и экологический потенциал», — заявил Джо Дарденн, менеджер по авиации T&E.

Углеродный калькулятор и Flygskam: что делать потребителям

Популярное слово Flygskam, которое буквально переводится со шведского как «стыдно летать», соответствует новым тенденциям. Молодые европейцы сознательно отказываются от пользования самолётами.

Если отказаться от полётов не получается, можно сделать осознанный выбор, используя индекс авиакомпаний «Атмосфера», который сравнивает и ранжирует углеродную эффективность 200 крупнейших авиакомпаний мира.

Цель индекса — сделать климатическую эффективность фактором конкуренции между авиакомпаниями. Каждая авиакомпания получает от 0 до 100 баллов эффективности, в зависимости от длины полёта (короткий, средний и длинный). Этот инструмент позволяет пассажирам сравнивать авиакомпании, предлагающие рейсы по конкретным направлениям, и выбирать ту, которая производит наименьшее количество выбросов CO₂.

Чтобы узнать свой углеродный след, можно воспользоваться калькуляторами, который запустили многие авиакомпании. Рассчитать свой экослед от авиаперевозок можно здесь.

Есть свои калькуляторы и у Air France, Delta Airlines, Emirates и других. Пассажиры «Аэрофлота» рассчитать объем своего негативного воздействия могут по этой ссылке.

Авиакомпании активно стараются компенсировать нанесённый экологии ущерб — раздают пледы из переработанного пластика, вводят раздельный сбор на борту, предлагают веганские блюда и отказываются от печатной продукции.

Авиаотрасль остаётся крайне неэкологичной даже в мелочах. Например, «безбагажная» стратегия последних лет, когда билет без багажа стоит намного дешевле билета с багажом.

«Разумеется, многие летят только с ручной кладью, после чего покупают необходимое в городе прибытия — от пены для бритья до туристической палатки. И перед обратным рейсом выбрасывают вещи, которые могли бы служить много дольше, — просто потому что это дешевле, чем платить авиакомпании за багаж. Вот и получается, что пока весь мир стремится к осознанному потреблению, авиакомпании всячески этому препятствуют. Можно сколько угодно пересаживаться на электромобили, но какой в этом толк, если над тобой люди летают из Москвы в Мадрид через Афины?» — уверен блогер Кирилл Бегун.

Источник: РБК Тренды