Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 22.12.2021 №103-10 утвержден Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее Порядок выдачи разрешений), который устанавливает новую процедуру и условия выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее Разрешение на выбросы).
Состав пакета документов, необходимых для получения разрешения на выбросы в Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики, предусмотрен пунктом 2.1 Порядка выдачи разрешений.
Согласно п. 3.1 Порядка выдачи разрешений для объектов I – III категорий для разработки и утверждения проектов нормативов предельно допустимых выбросов предусмотрен переходный период со дня утверждения Порядка выдачи разрешений, который составляет:
- для объектов III категории – 6 месяцев
- для объектов II категории – 12 месяцев
- для объектов I категории – 18 месяцев
Разрешения на выбросы, выданные Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики, субъектам хозяйствования I — III категории до вступления в силу Порядка выдачи разрешений, продолжают действовать до окончания переходного периода.
Прежде чем получить разрешение на выбросы субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность, в результате которой происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимо:
1. Пройти процедуру постановки на государственный учет для определения категории действующего объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Для этого необходимо:
- провести инвентаризацию стационарных источников выбросов согласно «Порядку инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки», утвержденному Приказом Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики от 05.03.2019 №134.
Инвентаризацию стационарных источников выбросов субъект хозяйствования может провести самостоятельно, либо с привлечением сторонних организаций. Инструментальные измерения на организованных источниках выбросов имеют право проводить только лаборатории, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством ДНР.
- подать в Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики заявку о постановке объекта на государственный учет согласно «Порядку создания и ведения государственного реестра по учету объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду», утвержденному Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 25.06.2021 №43-2.
2. Для объектов I и II категории негативного воздействия на окружающую среду разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух (далее проект ПДВ), в соответствии с Порядком разработки и утверждения предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 19.07.2019 №18-1 (далее Порядок разработки ПДВ).
Перечень организаций, которым предоставляется право на разработку проектов ПДВ, опубликован на сайте http://gkecopoldnr.ru. (Приказ Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики от 11.02.2019 №90).
Для объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду проект ПДВ разрабатывать не нужно.
3. Установить нормативы предельно допустимых выбросов (нормативы ПДВ).
Для установления нормативов ПДВ необходимо в Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики подать пакет документов в соответствии с пунктами 2.1 — 2.3 Порядка разработки ПДВ.
Стоит отметить, что согласно п. 2.2 Порядка разработки ПДВ действующим объектам I и II категории для установления нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух необходимо предоставить в Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики инвентаризацию стационарных источников выбросов и Проект ПДВ. Действующим объектам III категории Проект ПДВ предоставлять не нужно. Нормативы ПДВ предоставляются ими в соответствии с Приложением 1 Порядка разработки ПДВ на основании данных инвентаризации стационарных источников выбросов.
Строящимся, вводимым в эксплуатацию новым и (или) реконструируемым объектам хозяйственной или иной деятельности для установления нормативов ПДВ необходимо предоставить в Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики проектную документацию, согласованную в порядке, определенном законодательством Донецкой Народной Республики, и разработанные на основании этой документации нормативы ПДВ в соответствии с Приложением 1 Порядка разработки ПДВ.
Прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы обязательно для объектов I, II и III категорий.
В случае невозможности соблюдения субъектом хозяйствования, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, Госкомэкополитики при Главе Донецкой Народной Республики, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия населения и органами местного самоуправления может устанавливать для указанных источников временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – временно согласованные выбросы (ВСВ). Для установления ВСВ субъект хозяйствования помимо сведений, указанных в пунктах 2.1-2.3 Порядка разработки ПДВ, также предоставляет План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и Предложения по срокам достижения предельно допустимых выбросов по форме согласно приложениям 2 и 3 к Порядку разработки ПДВ соответственно.
Срок действия разрешения:
При наличии утвержденных нормативов ПДВ Разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.
При наличии установленных ВСВ, срок действия Разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи Разрешения на выбросы.
Для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной или иной деятельности со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, утвержденных на основании проектной документации, согласованной в определенном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, Разрешение на выбросы выдается на срок достижения проектных показателей, но не более двух лет.