Природно-заповедный фонд: «Пещера Трипольская»

Для ознакомления наших читателей с объектами природно-заповедного фонда, которые находятся на освобождаемых территориях Донецкой области, мы продолжаем цикл публикаций «Природно-заповедный фонд». И сегодня мы расскажем вам о геологическом памятнике природы «Пещера Трипольская».

Геологический памятник природы местного значения расположен в Артемовском районе, село Триполье Владимирского сельского совета. Землевладелец – Владимирский сельсовет. Площадь – 5,0 га. Как памятник природы территория утверждена решением Донецкого областного Совета народных депутатов от 25.03.95 – с целью сохранения пещеры природного карстового происхождения.

Пещера раположена на северной окраине села Триполье в овраге и имеет естественное карстовое происхождение. Ее полость образована в гипсах так называемой Славянской свиты в результате выщелачивания, инфильтрирующих атмосферных осадков и подземных вод. Особенно благоприятны для формирования карста тектонически нарушенные участки, так как они имеют густую сеть трещин тектонического происхождения и мелкие разрывные нарушения залегания слоев гипса. Карст в гипсах распространен в Артемовском районе, возле г. Краматорск и в других местах так называемой Бахмутской котловины. Это явление наносит значительный ущерб добывающей промышленности, так как гипс является ценным минеральным сырьем. Скрытый карст экологически опасен, потому что он приводит к деформации жилых и промышленных сооружений.

Формирование гипса Славянской свиты относят к раннему пермскому периоду истории нашей планеты. Возраст этих залежей – около 285 000 000 лет. Гипсы откладывались в лагунах древнего моря. Процессы карстообразования в гипсах здесь начались гораздо позже, уже в условиях суши. За последние несколько десятков миллионов лет слои гипса тектоническими движениями были выведены близко к поверхности Земли, что и способствовало развитию карста в гипсовых залежах.

Напоминаем, что на нашем сайте размещена интерактивная карта природно-заповедного фонда, на которой вы можете ознакомиться также с другими объектами.