Международные соглашения в сфере охраны окружающей среды: Базельская конвенция

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением — международный договор, который был разработан для сокращения перевозок опасных отходов между странами и, в частности, для предотвращения передачи опасных отходов из развитых в менее развитые страны (НРС).

Однако в ней не рассматривается перемещение радиоактивных отходов. Конвенция также предназначена для сведения к минимуму количества и токсичности образующихся отходов, обеспечения их экологически обоснованного регулирования как можно ближе к источнику образования и оказания помощи НРС в экологически обоснованном регулировании опасных и других отходов, которые они производят.

Конвенция была открыта для подписания 21 марта 1989 года и вступила в силу 5 мая 1992 года.

История

С ужесточением природоохранного законодательства (например, RCRA) в развитых странах в 1970-х годах стоимость удаления опасных отходов резко возросла. В то же время глобализация судоходства сделала трансграничную перевозку отходов более доступной, и многие НРС отчаянно нуждались в иностранной валюте. Следовательно, торговля опасными отходами, особенно в НРС, быстро росла.

Одним из инцидентов, приведших к созданию Базельской конвенции, стал инцидент с утилизацией отходов в Хианском море, когда судно, перевозившее пепел от мусоросжигательных заводов из города Филадельфия в Соединенных Штатах, выбросило половину своего груза на пляж на Гаити, прежде чем его заставили отойти. Оно плавало много месяцев, несколько раз меняя свое название. Считается, что экипаж, не имея возможности выгрузить груз в каком-либо порту, выбросил большую его часть в море.

Другим является дело Коко 1988 года, в котором пять судов перевезли 8000 баррелей опасных отходов из Италии в небольшой город Коко в Нигерии в обмен на ежемесячную арендную плату в размере 100 долларов, которая выплачивалась нигерийцу за использование его сельскохозяйственных угодий.

На совещании, которое проходило с 27 ноября по 1 декабря 2006 года, конференция сторон Базельского соглашения сосредоточила внимание на вопросах электронных отходов и демонтажа судов.

По словам Морин Уолш, только около 4% опасных отходов, поступающих из стран ОЭСР, фактически перевозятся через международные границы. К таким отходам относятся, среди прочего, химические отходы, радиоактивные отходы, твердые бытовые отходы, асбест, зола мусоросжигательных заводов и старые шины. Из вывозимых на международный рынок отходов, поступающих из развитых стран, более половины отправляется на рекуперацию, а остальная часть — на окончательное удаление.

Расширение торговли материалами, пригодными для вторичной переработки, привело к увеличению рынка подержанных товаров, таких как компьютеры. Этот рынок оценивается в миллиарды долларов. Речь идет о различии, когда бывшие в употреблении компьютеры перестают быть «товаром» и превращаются в «отходы».

Определение опасных отходов

Отходы подпадают под действие конвенции, если они относятся к категории отходов, перечисленных в Приложении I к конвенции, и обладают одной из опасных характеристик, содержащихся в приложении III. Другими словами, он должен быть указан и обладать такими характеристиками, как взрывоопасность, воспламеняемость, токсичность или коррозия. Другой способ, которым отходы могут подпадать под действие конвенции, — это если они определены или считаются опасными отходами в соответствии с законодательством страны-экспортера, страны-импортера или любой из стран транзита.

В качестве альтернативы, чтобы подпадать под действие конвенции, достаточно, чтобы отходы были включены в Приложение II, в котором перечислены другие отходы, такие как бытовые отходы и остатки, образующиеся при сжигании бытовых отходов.

Радиоактивные отходы, подпадающие под действие других международных систем контроля, и отходы от нормальной эксплуатации судов — не подпадают.

В приложении IX предпринята попытка определить отходы, которые не считаются опасными и которые были бы исключены из сферы действия Базельской конвенции. Однако, если эти отходы загрязнены опасными материалами до такой степени, что они обладают характеристиками, указанными в Приложении III, они не исключаются.

Обязательства

В дополнение к условиям импорта и экспорта вышеуказанных отходов, существуют строгие требования к уведомлению, согласию и отслеживанию перемещения отходов через национальные границы. Следует отметить, что конвенция устанавливает общий запрет на экспорт или импорт отходов между сторонами и государствами, не являющимися сторонами. Исключением из этого правила является случай, когда отходы подпадают под действие другого договора, который не отменяет Базельскую конвенцию.

Стороны конвенции должны соблюдать запреты на импорт, установленные другими сторонами.

Статья 4 Базельской конвенции призывает к общему сокращению образования отходов. Поощряя страны хранить отходы в пределах своих границ и как можно ближе к источнику их образования, внутреннее давление должно создавать стимулы для сокращения отходов и предотвращения загрязнения. Сторонам, как правило, запрещается экспортировать охватываемые отходы или импортировать охватываемые отходы из стран, не являющихся сторонами конвенции.

Конвенция гласит, что незаконный оборот опасных отходов является уголовным преступлением, но не содержит положений о правоприменении.

Согласно статье 12, сторонам предписывается принять протокол, устанавливающий правила и процедуры ответственности, которые подходят для ущерба, причиненного в результате перемещения опасных отходов через границы.

В настоящее время существует консенсус в отношении того, что, поскольку космос не классифицируется как «страна» в соответствии с конкретным определением, экспорт электронных отходов во внеземные места не будет охватываться.

Базельская поправка о запрете

После первоначального принятия конвенции некоторые наименее развитые страны и экологические организации утверждали, что она не зашла достаточно далеко. Многие страны и НПО выступали за полный запрет на перевозку всех опасных отходов в НРС. В частности, первоначальная конвенция не запрещала экспорт отходов в любое место, кроме Антарктиды, а просто требовала наличия системы уведомления и согласия, известной как «предварительное обоснованное согласие» или ПОС. Кроме того, многие торговцы отходами стремились использовать доброе имя вторичной переработки и начали оправдывать весь экспорт тем, что он направляется на переработку. Многие считали, что необходим полный запрет, включая экспорт для переработки. Эти опасения привели к нескольким региональным запретам на торговлю отходами, включая Бамакскую конвенцию.

Лоббирование на Базельской конференции 1995 года НРС, Гринпис и несколькими европейскими странами, привело к принятию поправки к конвенции в 1995 году, названной Базельской запретительной поправкой к Базельской конвенции. Поправка была принята 86 странами и Европейским союзом, но не вступила в силу (поскольку для этого требуется ратификация тремя четвертями государств-членов конвенции). 6 сентября 2019 года Хорватия стала 97-й страной, ратифицировавшей поправку, которая вступила в силу через 90 дней, 5 декабря 2019 года. Поправка запрещает экспорт опасных отходов из списка развитых (в основном ОЭСР) стран в развивающиеся страны. Базельский запрет распространяется на экспорт по любой причине, включая переработку.

Предметом особой озабоченности сторонников поправки была продажа судов для утилизации, демонтаж судов. Поправка о запрете была решительно отвергнута рядом промышленных групп.

Регулирование пластиковых отходов

На волне народного протеста в мае 2019 года большинство стран мира согласились внести поправки в Базельскую конвенцию, включив пластиковые отходы в качестве регулируемого материала. По оценкам, в мировом океане содержится 100 миллионов метрических тонн пластика, причем до 90% этого количества поступает из наземных источников.

Информация и визуальные изображения дикой природы, например, морских птиц, проглатывающих пластик, а также научные данные о том, что наночастицы проникают через гематоэнцефалический барьер, как сообщалось, подогрели общественное мнение в пользу скоординированных международных юридически обязательных действий. Более миллиона человек по всему миру подписали петицию с требованием официальных действий.

Базельская конвенция содержит три основные статьи о пластиковых отходах в приложениях II, VIII и IX к Конвенции. В дополнение к обеспечению большей прозрачности и лучшего регулирования торговли пластиковыми отходами, в соответствии с Базельской конвенцией правительства должны предпринять шаги не только для обеспечения экологически обоснованного обращения с пластиковыми отходами, но и для устранения пластиковых отходов у их источника.