Как сделать помощь природе развлечением

Проект «Чистые игры» стал финалистом премии Energy Globe Award. Выход экопроекта из России на международный уровень может дать импульс развитию «зелёного» комьюнити внутри страны и привлечь бизнес к решению экопроблем.

8 ноября 2021 года в Глазго в рамках Конференции ООН по изменению климата (COP26) прошло награждение победителей и финалистов Energy Globe Award — одной из самых значимых и известных экологических премий в мире. Российский проект «Чистые игры» боролся с участниками из более чем 180 стран и одержал победу в национальном зачёте.

Energy Globe Award — это ежегодная премия, присуждаемая выдающимся проектам в области экологии и устойчивого развития с 1999 года. За более чем двадцатилетнюю историю премии в конкурсном отборе приняли участие около 25 тыс. проектов. Российский проект вышел в финал впервые.

Конкурсный отбор проводится в пяти категориях: «Огонь», «Земля», «Воздух», «Вода» и «Молодёжь». Каждая из категорий относится к определённой тематике. Например, в категории «Огонь» соревнуются проекты в области устойчивых энергетических технологий, возобновляемой энергетики. Два проекта-финалиста разрабатывают эффективные способы накопления и применения солнечной энергии, один — энергии волн, один — получения «зелёного» водорода, и победитель номинации занимается разработкой энергетической системы будущего. Категория «Земля» включает проекты по сельскому хозяйству, эффективному использованию ресурсов, «зелёному» строительству. В этом году сразу три из пяти проектов-финалистов посвящены решению продовольственных проблем. Проекты категорий «Воздух» и «Вода» предлагают решения проблем загрязнения атмосферы и водоёмов, доступности чистой питьевой воды и воздуха. Категория «Молодёжь» объединяет образовательные проекты, направленные на экологическое просвещение как молодёжи, так и взрослого населения через участие в интерактивных программах, лабораториях и волонтёрских мероприятиях.

Победителем категории «Молодёжь» был признан проект Mekong Plus из Вьетнама, направленный на повышение осведомлённости школьников страны о пластиковых отходах и способах их переработки. Проект «Чистые игры» стал одним из пяти финалистов категории. Кроме российского и вьетнамского проектов, в шорт-лист премии также вошли инициативы из Португалии, Венесуэлы и Нигерии. Четыре из пяти проектов, вышедших в финал, уделяют внимание переработке отходов.

«Чистые игры» — это соревнование команд по скоростному сбору мусора на природных территориях. В игре принимают участие команды до четырёх человек, цель каждой из них — заработать наибольшее количество баллов за собранный мусор. За ограниченное время команда должна не только очистить загрязнённые территории, но и попытаться отсортировать собранные отходы для дальнейшей переработки. Сортировка даёт командам дополнительные бонусы. Повышенную «стоимость» в игре имеют отсортированный пластик, стекло, металл, а если игрокам удалось найти особо опасные отходы, например батарейки, то она точно срывает джекпот.

Идея создания игры пришла к основателю проекта Дмитрию Иоффе во время лодочного похода по реке Вуокса в Ленинградской области. «Когда ты уже несколько дней путешествуешь по островам, ты вдруг понимаешь, что на самом деле стоишь рядом с мусорной свалкой, которую до этого не видел. Тогда это меня поразило. Вот же мусор, огромное количество, и все делают вид, что ничего не происходит. К концу похода друг предложил идею: а что, если сделать игру, где мусор был бы золотом, которое нужно добывать?» — рассказал Дмитрий Иоффе.

Первые игры провели в 2014 году. С тех пор в «Чистых играх» приняли участие около 90 тыс. человек из 479 городов по всему миру, было собрано более 1 900 т мусора. «Игры могут быть локальными, например до 30 человек, а могут проводиться и большие чемпионаты от 1 тыс. человек с несколькими локациями. Такие чемпионаты уже были в Петербурге, Вологде, Казани. Мы используем мобильное приложение с картой, где организаторы заранее отмечают замусоренные участки. Так в игре появляется элемент стратегии: куда бежать, кому бежать. Баллы за мусор также начисляются через приложение, игроки могут видеть свой рейтинг, и по нему объявляется победитель», — добавил пиар-менеджер «Чистых игр» Антон Зайцев.

Только 40–50% собранных отходов отправляется на дальнейшую переработку. Организаторы отмечают, что многие предприятия принимают не все фракции или не имеют достаточно оборудования для обработки и очистки вторсырья. В некоторых городах переработка вообще отсутствует, поэтому приходится либо везти перерабатываемые отходы в другие регионы, либо отправлять их на лицензионные мусорные полигоны.

Другая проблема — довольно низкое качество сортировки собранного мусора самими участниками. Поэтому, кроме соревнования, организаторы также делают упор на образовательную часть. В рамках основного соревнования проводятся дополнительные мини-игры и конкурсы для повышения осведомлённости участников об экологических проблемах.

«Пластиковый пакет на солнце очень быстро разлагается на микропластик, и его частицы попадают в воду, а затем и в моря. Это большая проблема, которая активно освещается на мировом уровне. У нас есть игровая станция, где участники в маленьких тарелочках пинцетами пытаются найти в песке частицы микропластика. Это очень показательная игра. Ты понимаешь, насколько легко бросить пакет, но насколько сложно потом найти эти частицы, избавиться от них. Как искать иголку в стоге сена», — прокомментировал Антон Зайцев.

«Поскольку сама игра стимулирует к раздельному сбору, мы видим, что многие участники продолжают заниматься этим у себя дома, начинают другие инициативы по месту жительства. «Чистые игры» — это способ активации местного сообщества», — дополнил Дмитрий Иоффе.

«Чистые игры» — некоммерческая организация, которая работает за счёт грантов. Партнёры также помогают проекту. Так с 2018 года «Чистые игры» сотрудничают с компанией PepsiCo. «Мы прекрасно понимаем, что мы, как производственная компания, используем природные ресурсы. В рамках концепции устойчивого развития мы стремимся делать всё для того, чтобы восполнить эти ресурсы, — объяснила руководитель направления корпоративной благотворительности и КСО PepsiCo Ольга Каверина. — На корпоративном уровне мы решаем одни задачи, совершенствуем наши процессы. Но нам также хотелось найти мероприятие, которое поможет сотрудникам приобщиться к экологическим инициативам».

После пары тестовых игр в 2016 году с участием волонтёров от PepsiCo компания начала помогать «Чистым играм» проводить экологические мероприятия. Совместно партнёры организовали игры в рамках Всемирного дня уборки от Санкт-Петербурга до Краснодара и Новосибирска, а также Всемирной недели воды, в которой приняли участие более 400 сотрудников компании.

Успех в Глазго — не первый для «Чистых игр» триумф на международной арене. Игры за рубежом впервые состоялись в 2018 году в Индии. С тех пор они проводились в 24 странах. В 2020 году прошёл международный чемпионат Россия — США. В рамках него уборки проходили в десяти городах России и США, включая Нью-Йорк, Сан-Франциско и Майами. Команды соревновались друг с другом в разных часовых поясах, за мероприятиями можно было следить по онлайн-трансляции.

«Международное развитие — важное для нас направление. России тоже хочется чем-то хвастаться на международном уровне. Нам тоже нужны продукты, которые будут известны за пределами страны», — пояснил Дмитрий Иоффе.

Международное признание — это не повод останавливаться. Сейчас команда «Чистых игр» работает над созданием Международной ассоциации спортивного сбора мусора совместно с партнёрами из Японии, организацией SpoGOMI. «На днях мы договорились о новом совместном проекте — русско-японских школьных соревнованиях по сбору мусора. Отборочные туры будут проходить в городах Японии и России, а финалы — во Владивостоке и Токио», — поделился Дмитрий Иоффе.

«Море — это тоже хорошее связующее звено для объединения разных стран, — добавил Антон Зайцев. — В этом году мы проводили Кубок чистоты Балтийского моря, в котором участвовали страны Балтийского бассейна. Каспийское море тоже может стать таким звеном. Получение премии и признания на международном уровне поможет нам привлечь заинтересованные стороны среди НКО и активистов. Мы также планируем чемпионат в Арктике с приглашением стран Европы, США и Канады для защиты арктических территорий, где проблема мусора стоит очень остро».

Другое важное направление для проекта — укрепление российского экокомьюнити. «Сейчас мы пытаемся привлечь заинтересованных участников наших проектов к организации игр, нам нужны активисты. У нас есть бесплатная франшиза игры, которая распространяется по всей стране независимо от нас. Сегодня это около 200 организаторов в разных городах. Мы даём методику, объясняем концепцию. Каждая территория нуждается в своём «хранителе». Если же никого не будет, она со временем придёт в упадок», — резюмирует Иоффе.

Источник: РБК Тренды