Что делают со старыми батарейками в США, Китае и России

Собирать и перерабатывать все использованные батарейки не научился пока никто. В ЕС утилизируют меньше половины, в России ситуация ещё хуже — переработкой занимаются всего несколько компаний.

США: контейнеры для населения

80% батареек, производимых в США, щелочные. При этом закон, требующий их обязательной переработки, действует только в Калифорнии.

В других штатах проблему населению помогают решить компании вроде Retriev Technologies. Они производят специальные контейнеры для сбора электрохимических отходов стоимостью от $65 до $800. Цена зависит от объёма и типа батареек. В неё также включены расходы на транспортировку. Получив сырьё, компания продаёт его заводам-переработчикам. Также приёмом занимаются крупные ретейлеры, например Walmart.

Китай: литиевый кризис

Главная угроза для Китая — резкий рост объёма отработавших свой срок литийионных батарей: литий и кобальт гораздо опаснее для окружающей среды, чем магний, калий и цинк в щелочных батарейках.

Этот риск связан с бумом мобильной техники и электромобилей и уже не носит теоретический характер: к 2020 году объём токсичного лома в КНР может достигнуть 276 млн. т., сообщал Reuters. При планах выпуска до 2 млн. машин с электродвигателями в год масштаб проблемы будет только нарастать. Власти уже сделали прозрачной систему мониторинга переработки таких аккумуляторов и обязали заниматься утилизацией гигантов автопрома.

Переработка батареек в России

Российский рынок батареек в последние годы развивается нестабильно. В 2017-м в РФ было реализовано 816 млн. элементов питания. Сколько батареек добирается до переработки, эксперты не уточняют, однако для утилизации всего собираемого объёма по состоянию на 2019 год хватает мощностей одного завода — челябинского «Мегаполисресурса».

Владелец и генеральный директор предприятия Владимир Мацюк пришёл к идее подобного бизнеса во время занятий научной деятельностью. Третья глава его кандидатской диссертации была посвящена переработке редких видов отходов, и первой линией «Мегаполисресурса» стало оборудование для утилизации фиксажной жидкости. В этом элементе проявки фотографий содержится много серебра — из 1 л отходов можно получить до 4 г металла.

Со временем рост популярности цифровой фотографии сделал бизнес нерентабельным и мощности завода перепрофилировались под переработку офисной техники и другой электроники. На сей раз металлы «добывались» с печатных плат — в основном речь шла о золоте, серебре и меди.

До батареек Мацюк «добрался» в 2012-м. «Я выступал с докладом на форуме в Челябинске, и меня спросили: А батарейки вы сможете переработать?» — вспоминал предприниматель в интервью RecycleMag. Задавшие вопрос активисты тут же передали ему 100 кг «сырья». Батарейки оказались одним из простейших для переработки товаров. Технология умещается в два этапа: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать для производства новых элементов питания.

На фоне роста популярности у населения «зелёных» потребительских привычек раздельно собирать батарейки стали крупные торговые сети. Уже спустя несколько месяцев к «Мегаполисресурсу» обратились IKEA и MediaMarkt — обе компании готовы были собирать и доставлять на завод партии элементов питания. Вскоре к ним присоединился «Вкусвилл». Также среди партнёров завода — один из крупнейших мировых производителей батареек Duracell. В декабре 2017-го на предприятии открыли новую линию, предназначенную исключительно для батареек. В технологии производства при этом ничего кардинально не поменялось — просто раньше элементы питания перерабатывали в «перерывах» между утилизацией электротехники.

Переработка батареек в России остаётся в зачаточной стадии — и монополия «Мегаполисресурса» тому яркое доказательство: объёмы, достаточные для загрузки мощностей других предприятий, просто не собираются, констатировал Мацюк в интервью РБК.

Утилизация аккумуляторов

Ещё один распространённый элемент питания — аккумуляторные батареи (АКБ). Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому заводы по производству АКБ часто изначально оснащены линией для переработки. Вторсырьё достигает 80% в структуре новых элементов. Для переработки батареи свинец в виде пластин сначала отделяют от пластика, а электролит обезвреживают.

В России работают несколько сборщиков свинцового лома. Крупнейший — группа МАГЛЮГ с сетью более чем из двадцати точек сбора по всей стране. Их партнёры — предприятия поменьше, например, московский «Энергомет». Эта компания была основана в 2005 году в Магнитогорске и начинала со сбора лома цветных металлов.

В кризис 2008-го предприятие привлекло в партнёры Тюменский аккумуляторный завод, вспоминает гендиректор «Энергомета» Олег Заиченко. В компании была выстроена цепочка от приёма аккумуляторного лома у населения до производства и продажи восстановленных АКБ.

По оценкам Заиченко, ежегодный объём продаж на российском рынке аккумуляторов составляет до 10 млн. в год в штучном выражении. При переработке вышедших из строя аккумуляторов образуется 200 тыс. т. свинца в год. До 1,5 тыс. т. приходится на «Энергомет».

Компания пришла к идее открытия цеха по восстановлению АКБ. Это именно восстановление, а не переработка: сотрудники «Энергомета» возвращают жизнь батареям, которые потеряли ёмкость, заряд и другие электрохимические характеристики.

В цехе площадью 400 кв. м. АКБ сначала заряжают для проверки на возможность восстановления, а после отправляют на десульфатацию — очистку пластин внутри аккумулятора от сульфата свинца. Затем компания продаёт восстановленные аккумуляторы в собственной сети магазинов.

АКБ, которые в компании не могут восстановить, отправляют на партнёрские заводы-переработчики — «Мета 5» в Щёлково и «Фрегат» в Воскресенске. Полученный обратно свинец «Энергомет» отправляет на Рязанский аккумуляторный завод — тот производит для компании аккумуляторы, которые она затем продаёт под собственными брендами.

Источник: РБК Тренды