Путин открыл II Международный форум по сохранению тигра

Казахстан с помощью российского опыта может вернуть тигров в Центральную Азию в 2025 году. Об этом сегодня, 5 сентября, заявил президент РФ Владимир Путин в видеообращении к участникам проходящего на ВЭФ II Международного форума по сохранению тигра.

«Отрадно, что наш опыт востребован в программе казахстанских партнеров, которые занялись возвращением тигров в центральную Азию. Российские специалисты разделяют уверенность, что первые тигры могут там появиться в 2025 году. Эта инициатива крайне важна», — сказал Путин в обращении.

На пленарном заседании форума выступил с докладом министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов:

«Цифры сплошного учёта тигров — не менее 750 амурских тигров, включая тигрят, живут на Дальнем Востоке. И это — успех всего природоохранного сообщества России. Мы гордимся результатом. Ведь удалось не просто остановить сокращение популяции, а увеличить её. За 12 лет — на 360 тигров!

Расширилась и территория, где обитает хищник. Если раньше тигриным домом были только Приморский и Хабаровский края, то сейчас это и Амурская, и Еврейская автономная области. Площадь ареала выросла почти до 186 000 квадратных километров.

Наша страна не единственная, где тигров стало больше. По оценкам экспертов, сейчас в дикой природе живёт около пяти тысяч тигров. Популяции выросли в Индии, Непале, Бутане, Индонезии. Но, к сожалению, в некоторых странах число тигров наоборот уменьшилось. Безусловно, мы должны понять почему это произошло, и чем мы – страны-хранители тигра – можем помочь. Как раз это и обсуждали на пленарном заседании Тигриного форума во Владивостоке.

Опыт России в увеличении тигриной популяции, я бы хотел разделить на пять блоков. Как число когтей на передней лапе тигра 🙂

Первое.
Территория для тигра. Мы увеличили площади национальных парков и заповедников федерального значения, чтобы хищник мог свободно и безопасно в них жить. Это почти пять миллионов гектаров. На территориях работает 338 государственных инспекторов, которые охраняют покой больших кошек. Сейчас мы спроектировали последнюю территорию, которая нужна для поддержания стабильной численности тигра; это национальный парк Помпеевский в Еврейской автономной области.

Второе.
Богатый кедрово-широколиственный лес – залог хорошего самочувствия тигров. В Приморском крае, где самая многочисленная группировка хищника, увеличили площадь защитного леса. То есть это территории, где запрещены сплошные рубки.

По всему ареалу тигра усилили патрулирование лесов, в итоге кратно снизился незаконный оборот древесины.

До конца года введём контроль и за оборотом кедрового ореха. Он будет включен в перечень стратегически важных товаров и ресурсов. Это позволит привлекать к уголовной ответственности лиц, которые нелегально экспортируют кедровые орехи. Сроки – от 3 до 7 лет лишения свободы, штраф до миллиона рублей.

Третье.
Кормовая база. Я уже написал про кедровый орех, который влияет на численность таёжных зверей. Увеличиваем – всеми доступными методами – и число копытных в ареале хищника. Обсуждаем внедрение нового подхода к регулированию использования объектов животного мира. В частности, выдавать квоты и лимиты на охоту, учитывая потребности всех хищников. И рысей, и дальневосточных леопардов. Исходим из того, что для полноценного существования хищнику необходимо почти 70 копытных в год. То есть без ущерба для популяций животных, которыми питается тигр, на участке одного взрослого хищника должно обитать порядка 400 особей крупных копытных всех видов. Не меньше.

Четвёртое.
Борьба с браконьерством. Введение в 2018 году уголовной ответственности, включая торговлю дериватами, существенно сократило случаи браконьерства. Если десять лет назад от рук преступников ежегодно гибло больше 50 тигров, то сейчас – 10-15.

Семь стран: Россия, Индия, Китай, Непал, Бутан, Индонезия, Камбоджа – внедрили программу SMART. Это пространственный мониторинг, куда подгружается информация о патрулировании особо охраняемых природных территорий, и все случаи незаконной деятельности. Программа позволила наладить отношения между правоохранительными органами наших стран. Особенно по пресечению незаконных торговых сделок с дериватами.

Пятое.
Помощь. Тигр у нас в полоску, а не в клетку. И чем меньше хищников будет изыматься из природы, чем меньше его будет беспокоить человек, тем выше шансы, что популяция тигров будет стабильна. И большая кошка будет обитать в наших странах ещё долгие годы. В российской терминологии, любая встреча с тигром называется «конфликтная ситуация». В прошлом году произошёл 231 подобный случай. Большинство – просто выход к людям. Но, конечно, были и съеденные домашние животные. По таким случаям выплачиваем компенсации. Наша задача, чтобы люди знали, как действовать при встрече с тигром. Ведётся огромная просветительская работа, большая благодарность за это центру «Амурский тигр», всем нашим национальным паркам и заповедникам.

Если тигр представляет угрозу людям, то его отлавливают, при необходимости размещают в реабилитационном центре. Зачастую такие животные ранены или больны, им оказывают ветеринарную помощь. Если всё хорошо, то тигра выпускают обратно в дикую природу, в основном на особо охраняемые территории. За два года через центр реабилитации прошли 11 тигров. Шестеро вернулись в природу. Одного тигрёнка отправили на постоянное место жительства в Московский зоопарк. Потому что в естественной среде он не смог бы выжить. И, к сожалению, четыре тигра погибли из-за травм.

Вторая пятёрка.

Какие задачи мы себе ставим на будущие двенадцать лет.
Первое.
Территория. Тигру не ведомы границы государств. Поэтому важно укреплять сотрудничество приграничных стран по линии особо охраняемых природных территорий. Мы – с нашими коллегами из Китая – обсуждаем создание трансграничного резервата «Земля больших кошек». Там, где он появится, уже обитает 25 хищников.

Что касается земель, которые не имеют охранного статуса. Надо также учитывать, живут ли там тигры. Например, автомагистрали разрезают их территории, и животные гибнут, когда пытаются перебежать трассы. Считаем вполне возможным, при разработке проектов и программ социально-экономического развития Дальнего Востока – учитывать риски для тигров и минимизировать их заранее.

Второе.
Лес. Ставим себе задачей – на законодательном уровне – закрепить обязанность лесозаготовителей – рекультивировать лесные дороги, которые они прокладывают для своей работы. А также выдавать разрешения на заготовку древесины лишь при условии сохранения коренных лесов и при полном запрете заготовки корейского кедра.

Третье.
Кормовая база. Обеспеченность тигров обедом и ужином – действительно проблема, которую будем решать. Особенно это важно в многоснежные и аномально холодные зимы. Плюс — защита поголовья кабанов и копытных от заразных болезней, которые выкашивают популяции. Будем налаживать учёт охотничьих ресурсов. Разработаем более прозрачное регулирование охотничьих хозяйств.

Четвёртое.
С браконьерами боремся, но они ещё, к сожалению, присутствуют в нашей жизни. Во всех наших странах предусмотрены наказания за преступления против тигра. В среднем — это лишение свободы от трёх до десяти лет. Этого мало.

Россия выступает за ещё большее ужесточение наказания за браконьерство! И за синхронизацию законодательства всех стран ареала тигра.

Только если все государства объявят бескомпромиссную борьбу преступникам, мы добьёмся результата.

Пятое.
Помощь нужна не только тиграм, которые обитают в дикой природе. Но и тем, кто живёт в неволе. Думаю, многие видели тигрят, с которыми устраивают фотосессии. Или измученных хищников в передвижных зоопарках и цирках. Пока законодательство, регулирующее содержание краснокнижных животных, несовершенно. На бумаге — владельцев, конечно, можно привлечь к ответственности, но на деле – это не очень-то и работает. Хромает и работа по уголовной статье за жестокое обращение с животными. В планах – провести ревизию и постараться настроить действительно рабочий механизм привлечения к ответственности.

14 стран ареала: Россия, Индия, Индонезия, Китай, Вьетнам, Мьянма, Малайзия, Камбоджа, Бутан, Бангладеш, КНДР, Таиланд, Непал, Лаос – хранители последних оставшихся тигров в дикой природе. Именно от нас всех, от каждого из нас зависит будущее хищника. Мы обязаны поддерживать равновесие и относиться с уважением ко всему живому: от муравья до тигра. Потому что мы все связаны в великом круге жизни.»