Озоновые дыры: почему возникают и как бороться

Наверное, нет таких людей, кто бы не слышал про озоновые дыры. Раньше о них говорили больше. Сейчас, если и упоминают, то только про озоновую дыру над Антарктидой. Но в апреле 2020 г. озоновая дыра площадью 6 миллионов квадратных километров была замечена над Арктикой! Над северным полюсом такое случилось впервые, и неожиданная близость атмосферной бреши к нашему дому заставила многих задаться резонным вопросом: кажется, для защиты озонового слоя планеты человечество приложило немало сил — неужели мы в итоге не справились?

Многие помнят, как лет 20-30 назад со всех сторон транслировали информацию про необходимость запрета озоноразрушающих соединений. В особенности про использование фреонов в холодильном оборудовании и бытовых спреях. Весь шум прекратился примерно к 2000 г., когда Россия, как мировой лидер по производству химически безопасных для человека фреонов R 12 и R 22, перешла на навязанные соединения фреона западного производства. Монреальский протокол, который продвигали с 1985 года, добился своего. А контрабанда из Китая запрещенного фреона приравнена чуть ли не к терроризму.

Сейчас активно продвигают снижение объемов выбросов промышленностью парниковых газов. Но это все отдельная история и чистой воды борьба за рынки. А имеет ли отношение к появлению озоновых дыр промышленность, мегаполисы, или это все последствия иной природы? Странно, что над территорией Китая, как наибольшего загрязнителя атмосферы промышленными выбросами и трафиком авиасообщений, никаких дыр нет.

Вообще, что такое озоновый слой, почему он так важен и что его может разрушать? Озон образуется на высоте 15-35 км под действием солнечного излучения. Он поглощает жесткий ультрафиолет и не допускает облучения им живых организмов на Земле. Всем известно, от чего случаются солнечные ожоги.

Официальное объяснение: хлорфторуглеводороды из старых фреонов, попадая в атмосферу, под действием ультрафиолета разрушаются и активный хлор связывается с озоном, расщепляет его. Значит, наибольшие очаги разрушения озонового слоя мы должны видеть над промышленными центрами, мегаполисами, над загруженными маршрутами авиалиний. Но с момента полного прекращения выпуска опасных для озона фреонов – озоновые дыры никуда не исчезли. И, конечно же, ученые начали искать этому объяснение. Сейчас у них виновник №1 – это закись азота (веселящий газ). Иногда встречаются объяснения про полярные вихри и слишком низкие температуры в полярных областях.

Как разрушители озона могут достигать полярных районов? Почему именно там фиксируются наибольшие озоновые дыры? В Антарктиде – все еще хуже: в своем пике озоновая дыра может накрывать площадь Земли в 25 млн.км2.

Странным выглядит то, что по периметру озоновой дыры сосредоточена повышенная концентрация озона. Такого не должно быть. Промышленные выбросы сюда не дойдут (и почему они, по логике ученых, стремятся на южный полюс?). Границу с повышенным содержанием озона выбросы должны тоже разрушить. Одни «почему» и противоречия.

Впервые озоновую дыру над Антарктидой зафиксировали в 1985 г. А холодильники на старом фреоне работали и до этого десятки лет. Так дело не во фреоне? А в чем тогда? Что разрушает озон? Судя по следам – разрушает его что-то, что выходит над этой территорией. Существует теория разрушения озонового слоя водородом Владимира Сывороткина (доктор геолого-минералогических наук). Пожалуй, это единственный ученый в мире, кто на практике связал водородную дегазацию с состоянием озонового слоя. Водород в основном выходит по разломам, среднеокеаническим хребтам, которые сходятся в Антарктиде. Там мощные потоки водорода проходят сквозь льды, в результате чего и происходит постоянное разрушение озонового слоя. Теория Владимира Сывороткина связана и с климатом. Дело в том, что когда разрушается озоновый слой в средних широтах – это нагревает атмосферу, в эту область затягивает антициклоны. Устанавливается жара. А зимой, наоборот – холод. «Не исключаю, что именно эти процессы дегазации и состояния озонового слоя связаны с полюсом холода в Сибири и с аномальным холодом в Антарктиде», считает В. Сывороткин.

«Наблюдаю за этой теорией вот уже лет семь. Но развития и популяризации нет от слова совсем. Для западной науки это запрещено делать. Монреальский протокол мешает. И там нужно культивировать миф о глобальном потеплении от парниковых газов промышленности. Кто-то уже понял, что реально смотреть на процессы современная наука давно разучилась» (В. Сывороткин).

Вокруг озоновой дыры в Антарктиде расположена область с повышенной концентрацией озона. Как такое возможно? Такое впечатление, что дегазация происходит из одной небольшой области в Антарктиде. И здесь напрашивается аналогия с полой Землей и входами в ее внутреннее пространство из тибетских трактатов. Если допустить мысль о таком строении планеты, то тогда внутри Земли может быть иная атмосфера (большее давление и больше концентрация водорода и кислорода). Эти газы постоянно образуются, а выходят через проходы на полюсах, поддерживая наземное атмосферное давление. Но при выходе водород уничтожает образование озона, а кислород расползается по планете. Получается, максимальная концентрация его в полярных областях.

Вот такая новая гипотеза образования огромной озоновой дыры над Антарктидой.

Источник: БООПТ «Хомутовская степь — Меотида»