Воронежская область — это край, где на смену могучим северным лесам приходит простор чернозёмной степи. Дальше, на юг, до морских берегов и предгорий Кавказа тянется пояс степных холмов и возделанных полей. Здесь при слиянии речки Тихая Сосна с Доном, на гряде меловых холмов высятся причудливые известняковые останцы. «Дивы» — с великой точностью называет их народная молва. В незапамятном прошлом здесь поселились искатели веры, паломники-пилигримы, основавшие подземные святыни, глубоко почитаемые и в наши дни. Здесь находится природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» и одни из самых прославленных и посещаемых мест русского православного паломничества — Костомаровский Свято-Спасский пещерный монастырь и Свято-Успенский Дивногорский монастырь.
Плавная череда зелёных холмов, глубокие балки, редкие перелески. Пьянящие запахи степных трав, серебристые ковыльные волны, пение жаворонка жарким летним днём. И над всем этим — ветровой простор голубого неба. Степь всегда манила человека вольностью открытого пространства, лёгким воздухом, покоем и радостью. А здесь, на Белогорье, природа создала особенное чудо — известняковые скалы — Дивы, похожие то ли на замерших великанов, то ли на неведомые храмы, то ли на гигантских животных. Они белеют над руслом реки, венчают вершины меловых холмов. Испокон веку Дивы поражали воображение путника. В XIV веке русский путешественник-паломник Игнатий Смолянин, сопровождавший митрополита Пимена в дороге к Иерусалиму, увидев эти природные чудеса, записал в своём дневнике: «Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною».
И что совсем удивительно — подземные карстовые пустоты в некоторых местах на меловых холмах Дивногорья отзываются своеобразным гулом на шаги человека. Очарование пейзажа в сочетании с подземными тайнами создают совершенно особенную «ауру» этой местности. Неудивительно, что Дивногорье остановило в VIII веке путь христиан-беглецов из Византии, вдохновлённых проповедями Андрея Первозванного. Подвижники поселились среди степных холмов. Многие историки склоняются к мысли, что, возможно, именно отсюда пошло крещение великой Руси. А «Дивы» стали источником творчества для зодчих, вырубивших в податливом известняке стены и своды храмов.
О том, когда и кем были выкопаны первые подземные святыни Дивногорья, сейчас существуют лишь гипотезы. Никаких письменных и иных свидетельств не оставили ни древние зодчие, ни иноки, ни паломники. Особенности устройства этих подземных коридоров указывают на первые века христианства. Многие отмечают сходство Донских пещерных монастырей с каменными городами Каппадокии. Христиане-подвижники, пришедшие на Дон, нашли в пещерных храмах убежище и место глубокого молитвенного сосредоточения, устремления к Богу.
Воронеж — колыбель русского флота. После поражения русской армии в первом Азовском походе Пётр I решил заложить верфь на берегу реки Воронеж и построить флот там, где по Дону корабли могли бы отправиться в новый поход. Строительство началось зимой 1695 года, а спустя год были построены большая галера «Принципиум» и многопушечный корабль «Апостол Пётр».
В обителях Донского Белогорья царь гостил в 1699 году. Монахи гостеприимно принимали самодержца. Строгая и праведная жизнь братии произвела впечатление на царя и его свиту. Вице-адмирал Корнелий Крюйс описывал это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши». По преданию, Пётр I стоял на меловом холме на месте установленного поклонного креста и любовался открывающимися видами и идущими по Дону своими первыми кораблями. В наши дни провести судно по обмелевшему речному фарватеру могут только самые опытные и бывалые капитаны речного флота.
Источник: Русское географическое общество