Ухудшение экологической ситуации в Мариуполе и усиление волнений среди горожан привели к череде административных решений. В Министерстве экологии решили временно отстранить начальника Азовской экоинспекции Григория Зуба, мэр Мариуполя Вадим Бойченко организовал регулярные отчеты Метинвеста перед горожанами (хотя, что нового заводчане им могут рассказать, имея глаза, мариупольцы давно перестали верить тому, что слышат), ну а глава Донецкой ОВГА Александр Куць приехал на МК «Азовсталь» разбираться в ситуации, что называется, на месте.
Энвер Цкитишвили отчитался о программе модернизации, рассчитанной до 2021 года: он увлеченно и подробно – с цифрами и графиками — презентовал документ, результатом реализации которого должно стать существенное – до 40% — сокращение всех видов промышленных выбросов. Мечты, мечты…
Однако впечатлить губернатора директору комбината не удалось. Его интересовал главный вопрос: кто контролирует выполнение данной программы. И вот тут рапортовать директору департамента экологии обладминистрации Сергею Натрусу было не о чем: ведь за два года комиссия из числа представителей власти, общественников и экологов собралась всего-то пару раз. Им, конечно, показывали отдельные объекты, но, чтобы оценить степень их готовности, качество работы и эффективность проведенных мероприятий, нужна соответствующая квалификация.
«Я с самого начала выступал против такого формата. Он бесполезный. Есть только одна структура, способная профессионально оценить, проверить, сделать замеры — это экологическая инспекция. Другого пути нет», — заявил присутствовавший на встрече глава депутатской комиссии по вопросам экологии Максим Бородин. Губернатор, согласившись, предложил провести независимую оценку промвыбросов «Азовстали», привлечь специалистов из других областей или, чего уж мелочиться, международных экспертов. Вот уж поистине, нет пророка в своем отечестве…
Только о том, что же планируется предпринять, когда реальные (неужели действительно реальные?) данные по выбросам будут получены, на этой встрече даже не обсуждалось. В общем, ничего нового, поговорили и разошлись.
«Ничего и не изменится. Мы уже 150 раз говорили. Да все мы знаем, что там, на заводе, происходит. Проверки проводим. Но мы бессильны. Нет аттестованных приборов учета, нет аттестации лабораторий. Если мы пойдем с этими замерами в суд, комбинаты у нас выиграют. Без замеров невозможно насчитать и материальный ущерб. Протоколы мы пишем. Но нужно менять законодательство», — эмоционально прокомментировал ситуацию начальник Азовской экоинспекции.
С начала года его сотрудники провели шесть проверок на МК «Азовсталь», выявили около 200 нарушений технологического процесса, начислили 65 тыс. грн. штрафа (меньше, чем месячная зарплата ТОП-менеджера комбината) и 0 гривен 00 копеек нанесенного природе ущерба.
При этом начальник лаборатории мариупольской гидрометеообсерватории Тамара Венцова заявляет и небезосновательно, что показатели загрязненности атмосферного воздуха в этом году на порядок хуже, чем в прошлом, а по формальдегиду суточные превышения ПДК нередко достигают 10-кратных показателей.
Поверят ли горожане очередным обещаниям «Азовстали»: с приходом туманов останавливать на 57 суток один из конвертеров на плановый ремонт, каждую неделю останавливать на 12 часов один из конвертеров, не наращивать производство и ускорить выполнение некоторых пунктов программы модернизации? Вряд ли.
Более того, громада Мариуполя подала петицию в Кабинет министров Украины с требованием уволить откровенно лоббирующего интересы предприятий-загрязнителей Метинвеста министра экологии Остапа Семерака.
«За период своего пребывания на посту, Семерак издал целый ряд разрешений предприятиям 1 класса вредности на сверхнормативные выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ со сроком действия до 7 лет», — говорится в петиции. При этом министр игнорирует и не предпринимает мер по массовым обращениям граждан, эко-активистов и общественных организаций относительно значительного ухудшения экологической ситуации в городах, где они, предприятия, располагаются, в частности в Мариуполе.
Чем разрешится ситуация, если конечно, разрешится, поживем-увидим.