В Норильске объявлен режим ЧС федерального уровня

Президент Владимир Путин объявил режим чрезвычайной ситуации в Норильске после разлива дизельного топлива в реку Амбарная.

Что случилось

29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 вытекло около 21 тыс. т дизеля (электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля»). По предварительным данным, днище цистерны прохудилось из-за просевшего грунта.

В результате, по данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду (это порядка 400 авиационных бензовозов). Площадь загрязнения составила около 100 тысяч квадратных метров. Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. Пятно наблюдается по периметру 1 км на 150 м, на боновых ограждениях слой нефти сейчас составляет 20 сантиметров.

Ущерб может составить десятки миллиардов рублей. Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Что происходит сейчас

Глава государства попросил, как можно быстрее сократить негативное влияние на окружающую среду. В экстренных службах Красноярского края сообщают, что с места аварии уже вывезли свыше 4,5 тысячи тонн загрязненного грунта на промышленный отвал ТЭЦ №3, где в дальнейшем сожгут. Кроме того, в месте выхода реки Пясина из одноименного озера устанавливают дополнительные боновые заграждения.

Под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега с помощью насосов-скиннеров можно откачивать топливо в емкости. Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают.

Ориентировочно для устранения очага разлива понадобится 8–10 дней и до 30 дней на зачистку береговой черты.

Что ждет впереди
Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды: дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, оказывая негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель. Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, и это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей.

Экологи Greenpeace уже назвали происшествие первой аварией такого крупного масштаба в заполярной Арктике. Сопоставимая произошла в марте 1989 года у берегов Аляски, когда из-за крушения танкера Exxon Valdez разлилось 37 тыс. т нефтепродуктов. Тогда Exxon пришлось выплатить более $6 млрд — такова была стоимость нанесенного ущерба и работ по ликвидации последствий аварии.

P.S.

Уважаемые промышленники! Напомним, что разнообразие рисков, исходящих от ваших предприятий, независимо от сферы производства, предопределяет необходимость комплексного подхода для минимизации возможности аварии или катастрофы: организация системы риск-менеджмента, нацеленного на решение масштабного комплекса проблем различного характера, в которых экологические риски занимают далеко не последнее место, ОБЯЗАТЕЛЬНА.

И еще. Незнание закона не освобождает от ответственности. Прописная истина. Так вот природоохранное законодательство необходимо не только знать, но и неукоснительно соблюдать.

Источники:www.rbc.ruria.ru