В АРКТИКЕ ЗАПРЕЩАЮТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФЛОТСКИЙ МАЗУТ

Рабочая группа Подкомитета по предотвращению и ликвидации загрязнений (PPR) Международной морской организации (IMO) подготовила и согласовала поправки к Приложению I к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью», МАРПОЛ 73/78. Поправки направлены на введение запрета на использование судового остаточного топлива, СОТ (флотского мазута) в Арктических водах.

Поправки были представлены и приняты на пленарном заседании PPR 21.02.2020, и ожидается их окончательное утверждение на Комитете по защите морской среды осенью этого года. Ожидается, что запрет вступит в силу с 1 июля 2024, но при этом суда, техническое оснащение которых соответствует Правилу 12.1 Протокола или правилу 1.2.1 Полярного кодекса, могут продолжать использовать мазут до 1.7.2029. Речь идет в первую очередь о судах, имеющих двойной корпус.

Для стран, у которых есть арктическое побережье (Россия, Канада и др.), вводится дополнительная возможность выдавать специальные разрешения для отдельных судов (например, тех, что обеспечивают «Северный завоз») для использования мазута, также до 2029 года. Правила выдачи таких разрешений будут определены ИМО дополнительно.

Масштабность угрозы нефтеразливов в Арктике и необходимость поиска решения проблемы стали очевидными более 10 лет назад, когда по заказу Арктического совета была проведена комплексная оценка воздействия судоходства на арктические экосистемы и угрозы аварийных разливов нефтепродуктов, в первую очередь флотского мазута. С тех пор началась проработка вопроса введения запрета на использование этого вида топлива.

Около 75 % всего топлива, которое сейчас используется в арктическом судоходстве, − это флотский мазут. Его разливы наносят огромный вред коренным народам Арктики и морским экосистемам: гибнут птицы, рыбы, звери. СОТ очень медленно разлагается в холодных водах, и от него практически невозможно избавиться в случае разлива. Кроме того, использование мазута приводит к выбросам большого объема таких загрязнителей, как оксид серы и твердые сажевые частицы («черный углерод»). По этим причинам использование судового остаточного топлива уже запретили в Антарктике.

В 2016 году была создана международная экологическая организация «За Чистую Арктику», в которую входят сегодня 18 НПО, включая WWF России. Коалиция поставила своей целью добиться введения запрета использования флотского мазута в Арктике до 2020.  

Источник: wwf.ru