Обращение с отходами — время инноваций

Ежегодно человечество потребляет большое количество различных товаров. При этом, на всех этапах «жизни» этих товаров (добыча сырья, производство, использование, утрата потребительских свойств) образуется огромное количество отходов, которые, по большей части, размещаются в окружающей среде. В результате таких действий значительные территории на планете занимаются под размещение отходов, которые при этом загрязняют окружающую среду (почву, воздух, поверхностные и подземные воды). Вопрос обращения с отходами является одним из самых актуальных вопросов в мире. От его решения зависит доступность чистого воздуха, воды и почвы, которые необходимы не только для комфортной жизни, но и просто для выживания человечества.

В Донецкой Народной Республике сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления. Так, согласно статистическим данным за 2020 год, в Республике образовалось 5130,910 тыс. т. отходов производства и потребления (без учета отходов от населения), из которых утилизировано всего 7,2 %, остальные отходы размещены на полигонах и свалках Донецкой Народной Республики.

Из общего количества образованных отходов большая часть (99,96 %) – это малоопасные отходы IV класса опасности, из которых, в свою очередь, 4669,219 тыс. т. (91 %) – промышленные отходы добычи и переработки полезных ископаемых и отходы металлургического производства. На полигонах твердых бытовых (коммунальных) отходов размещено 831,587 тыс. т. коммунальных отходов.

Существующая устаревшая система обращения с отходами привела к тому, что практически все коммунальные отходы, а также часть отходов производства захораниваются на полигонах твердых бытовых и промышленных отходов, что влечет за собой быстрое заполнение этих полигонов. Так, из существующих 23 полигонов ТКО почти треть (7 полигонов) находится на уровне заполнения от 80 % до 103 %, что потребует в ближайшее время прекращения их эксплуатации, и решения вопроса расширения территорий существующих полигонов или строительства новых полигонов для размещения коммунальных отходов. Однако без изменения системы обращения с отходами вопрос быстрого заполнения полигонов не решиться.

Кроме того, существующая система смешанного сбора и удаления коммунальных отходов приводит к захоронению на полигонах ТКО ресурсоценных отходов, содержащих полезные компоненты, которые могут быть повторно вовлечены в хозяйственный оборот, а также опасных отходов (батарейки, ртутьсодержащие и медицинские отходы, и пр.).

Ситуация в сфере обращения с отходами I-III классов опасности также является сложной. Обезвреживание и утилизация образованных отходов I класса опасности не производится вообще, из отходов II и III класса опасности утилизируется только половина (отработанные масла металлолом). Такая ситуация связана с отсутствием в Республике промышленных мощностей по утилизации и обезвреживанию большей части отходов I-III классов опасности. Как следствие, на территории Республики накоплено 42,413 тыс. т. отходов I-III классов опасности, неправильное обращение с которыми может привести к крайне негативным экологическим последствиям, вплоть до экологической катастрофы локального масштаба.

Существующая в Республике, морально и технически устаревшая, система обращения с отходами производства и потребления требует безотлагательных изменений, с применением инновационных для Республики идей.

С целью изменения существующей системы обращения с отходами, в части обращения с ТКО, необходимовнедрение системы раздельного сбора ТКО, что позволит уменьшить количество отходов, которые подлежат размещению на полигонах ТКО, получить дополнительные объемы вторичного сырья для дальнейшего использования в целях экономии энергетических и материальных ресурсов, а также выделить опасные отходы из состава коммунальных. Целесообразно принять двухконтейнерную систему раздельного сбора отходов, по опыту и примеру Российской Федерации, с использованием контейнеров синего цвета для сбора пластика, бумаги, стекла, металла и текстиля, а также контейнер серого цвета для сбора смешанных отходов.

С целью оптимизации логистических процессов необходимо структурирование территории Республики на кластеры (зоны, регионы), с организацией в них обособленных систем обращения с отходами, включающими региональные полигоны (как новые, так и на базе существующих полигонов ТКО) и мусороперегрузочные станции с линиями по раздельному сбору вторичных ресурсов.

Для  развития сферы обращения с промышленными отходами необходимо:

  • создание экономико-правовых условий для работы предприятий, производящих продукцию с использованием отходов и осуществляющих деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов I-III классов опасности;
  • внедрение новых форм хозяйствования и научно-технической деятельности в сфере обращения с отходами (технопарки, инновационно-технологические центры, биржи отходов и др.);
  • внедрение технологий использования отходов угледобывающих, углеперерабатывающих и металлургических предприятий в качестве сырья для строительных материалов и дополнительных топливных ресурсов.

Вышеуказанные организационно-технические мероприятия были предложены в Концепции обращения с отходами производства и потребления в Донецкой Народной Республике, определяющей комплексный подход к решению проблем в сфере организации обращения с отходами в Республике, направленный на создание экологически безопасной системы управления отходами производства и потребления.

Для более эффективного управления в вопросах обращения с отходами, Концепцией также предложено:

– создание Государственного Концерна по обращению с твердыми коммунальными отходами;

– зонирование территории Республики на Горловскую, Ясиноватскую, Харцызскую и Южную группы;

– создание при Министерстве промышленности и торговли Донецкой Народной Республики координационного структурного подразделения и Государственного предприятия по обращению с промышленными и опасными отходами.

Несмотря на всю сложность реформирования отрасли обращения с отходами и внедрения инновационных решений для разрешения проблемных вопросов, выполнение предложенных мероприятий позволит обеспечить экологически безопасное обращение со всеми отходами на территории Республики и сделать связку «отход-сырье-продукция» неотъемлемой частью экономической политики Республики.

Кишкань Р.В., Шатохин П.А.