Управление культурными ландшафтами в национальных парках

Национальные парки России занимают исключительное место в системе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) во многом благодаря их комплексной ценности — как природной, так и историко-культурной. Сохранение и восстановление историко-культурных объектов относится к числу основных задач национальных парков — это закреплено в действующих федеральных законах.

Историко-культурное наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами — это определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны ценных историко-культурных территорий. В правоприменительной практике отсутствует понятие особо охраняемой историко-культурной территории. Близкие к национальным паркам по целевому назначению учреждения — музеи-заповедники — не имеют такого статуса. Для многих национальных парков и музеев-заповедников характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности и целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия. Это свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой системе гуманитарных ценностей.

При решении задач сохранения и использования историко-культурного наследия особая роль должна принадлежать местному населению, что далеко не всегда осознаёт руководство национальных парков. Историко-культурные ценности создают и воспроизводят люди и для людей, а потому их нельзя рассматривать вне связи с воспроизводящей их средой, если это не археологические памятники.

Национальные парки как природоохранные учреждения ориентированы главным образом на решение природоохранных задач, но многие из них вполне готовы и к выполнению роли учреждений культуры. Коллективы национальных парков с лёгкостью осваивают, казалось бы, новое для них понятие — «культурный ландшафт», воспринимая его как необходимый компонент территориальных ресурсов парка и источник дополнительных возможностей наряду с ответственностью.

Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия — это система мер, направленных на обеспечение сохранности качественного состояния объекта управления и/или целевое развитие (восстановление) его качеств:

  • исследовательские и инвентаризационные работы (информационное обеспечение, включая мониторинг);
  • регламентация и контроль субъектов деятельности (правовое обеспечение и организация охраны);
  • вербальное и графическое моделирование искомых состояний объекта управления, планирование действий по сохранению или изменению его качественных параметров (разработка концепций, стратегий, проектов, программ, планов, схем);
  • проведение намеченных работ, включая их материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

Сохранение и использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно исходить из следующих принципов:

1. признание неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учёт всего многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности;

2. приоритет культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием, подчинение тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами (включая отдельные памятники культуры) целям его комплексного сохранения;

3. признание коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве культурных ценностей территории обязательным условием политики управления;

4. дифференцированный подход к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых определяют выбор стратегии действий и мер охраны;

5. тесная взаимосвязь с государственными органами охраны объектов культурного наследия.

Первоочередные задачи в области сохранения и использования культурного наследия, отражающие основные проблемные ситуации в этой сфере:

  • выявление и систематизация объектов культурного наследия;
  • информационное обеспечение и мониторинг объектов культурного наследия;
  • расширение правомочий национальных парков в сфере охраны и использования ресурсов культурного наследия и усиление взаимодействия с государственными органами охраны объектов культурного наследия;
  • обеспечение необходимого режима содержания и использования объектов, комплексов, ландшафтов, отнесённых к культурному наследию;
  • привлечение профессиональных кадров в сфере сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия в коллективы национальных парков;
  • привлечение местного населения к воспроизводству и сохранению динамичных форм культурного наследия, в особенности традиций экологичного природопользования, включение природоохранных мотиваций в культурные нормы;
  • включение историко-культурного потенциала территории в основные программы развития и основную деятельность национального парка как государственного учреждения.

Эти задачи служат обеспечению сохранности и гармоничного соразвития природы и культуры в уникальных уголках России, получивших статус национальных парков. Однако чтобы сохранить и использовать ресурсы культурного наследия, необходимо знать, в чём конкретно состоит их ценность и каковы соотношения и взаимосвязи между различными его типами и видами.

В настоящее время всё большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов:

  • отдельные памятники и их ансамбли;
  • исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры;
  • разнообразные формы инженерного обустройства территории;
  • природно-технические системы;
  • биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию;
  • другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов.

Такие образования составляют один из наиболее сложных объектов историко-культурного наследия, относящийся к категории «культурный ландшафт».

Национальные парки стали в России одной из основных организационных форм охраны культурных ландшафтов — природно-культурных территориальных комплексов, сформировавшихся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности, и состоящих из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности.

Культурный ландшафт — исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое. В качестве культурно-ландшафтных феноменов рассматривают дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы, исторические сельские, городские и заводские ландшафты.

Государственная охрана историко-культурных объектов (памятников истории и культуры) — система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных принимаемых государством мер, направленных на выявление, учёт, изучение, проведение историко-культурной экспертизы, установление границ территорий и зон охраны таких объектов, контроль над их сохранением и использованием.

К государственным органам охраны объектов культурного наследия относятся: Министерство культуры РФ и его региональные подразделения при администрациях субъектов Российской Федерации (комитеты, управления, департаменты); Федеральная Инспекция охраны недвижимых памятников истории и культуры при Министерстве культуры РФ; региональные управления (комитеты, центры, инспекции) государственного контроля, учёта, охраны и использования памятников истории и культуры при администрациях субъектов РФ.

Сохранение культурного наследия, в частности культурного ландшафта, и вовлечение его в программы развития национального парка зависит от принципиальных предпосылок:

1. юридические права национального парка на земельные участки и объекты недвижимости, составляющие конкретный историко-культурный объект, в т.ч. ландшафт;

2. возможности регламентации других субъектов права на территории национального парка и в его охранной зоне;

3. состояние объектов наследия, возможности их восстановления или приспособления под те или иные цели.

Когда национальный парк обладает соответствующими правами, следует подготовить программы восстановления, сохранения, реабилитации наиболее ценных историко-культурных комплексов. Когда национальный парк не обладает необходимыми юридическими правами, состояние отдельных объектов наследия и всего ландшафта в целом зависит главным образом от государственных органов охраны объектов культурного наследия, муниципальных властей и собственников соответствующих земель и недвижимости. Национальный парк может выступить инициатором разработки необходимых программ, рекомендовать и способствовать проведению необходимых действий. Очень многое зависит от просветительской активности парка и его способности формировать общественное мнение.

Для недвижимых памятников истории и культуры необходимо учитывать:

  • их исходную предметную ценность согласно избранным критериям;
  • значение (федеральное, общенациональное, местное, региональное);
  • статус (объект имеет статус памятника, относится к вновь выявленным памятникам, или вообще не учтён);
  • компонентный состав (для ансамблей и комплексов);
  • техническое состояние;
  • степень разрушений (если они есть) и возможность восстановления первоначального облика (инженерная оценка);
  • утраченные компоненты и детали;
  • прошлое и современное использование;
  • принадлежность;
  • наличие и содержание охранных обязательств;
  • наличие зон охраны;
  • структуру землевладений на территории памятника и в зонах его охраны;
  • наличие проектной документации по памятнику и её достаточность;
  • сведения о проведённой реставрации, реконструкции, консервации, имитации.

Охрана наследия, как природного, так и историко-культурного, предполагает установку определённых режимов, исключающих или регламентирующих конкретные виды деятельности. Любая деятельность, даже профильная для национального парка, предполагает определённое воздействие на территориальные комплексы и системы и потенциально может нести в себе угрозу нарушения сложившихся ландшафтных и геосистемных связей. Возможны ситуации, когда стремление сохранить определённые природные или культурные ценности может повлечь за собой негативные изменения в состоянии других ценных для парка объектов или свойств местности. Необходимо особенно внимательно подходить к функциональному зонированию территории парка. Для каждого участка парка, представляющего природную или историко-культурную ценность, должны быть указаны ведущие, сопутствующие, допустимые и исключаемые виды деятельности и мероприятия. Должны быть обозначены конкурирующие, если они есть, варианты развития территории и показана степень совместимости природоохранных целей парка с задачами сохранения культурного наследия.

Предусмотренный для национальных парков режим охраны и функциональное зонирование территории, в частности — выделение зоны охраны историко-культурных объектов, может способствовать реальному установлению режима зон охраны памятников и соблюдению этого режима. К сожалению, распространено отсутствие зон охраны у памятников культуры либо несоблюдение их режима. Зоны охраны историко-культурных объектов и зоны охраны памятников культуры — это два разных типа территориальной охраны, установленные разными по профилю законами. Иногда они ошибочно отождествляются, что наблюдается в индивидуальных нормативно-правовых документах национальных парков. В частности, зоны охраны памятников проектируются и утверждаются в установленном законодательством о памятниках истории и культуры порядке — это сложная процедура. Поэтому очень малая часть историко-культурных объектов, имеющих статус памятников, имеет зоны охраны. Выборочное использование предусмотренных для таких зон нормативных положений применительно к соответствующим функциональным зонам национальных парков имеет очень большое прикладное значение, в частности для организации дифференцированного режима охраны различных типов историко-культурного наследия.

В значительной мере вышеобозначенную проблему можно решить в рамках индивидуального Положения о национальном парке, Положения о землях, включённых в границы парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, и Положения об охранной зоне. Большинство историко-культурных объектов тяготеют к населённым пунктам, где основные сложности с охраной наследия нередко создают органы местного самоуправления. Поэтому среди приоритетных задач парка — разъяснительная работа, в частности обсуждение и согласование планируемых действий и поиск взаимоприемлемых решений, направленных на преодоление взаимной конфронтации. Контроль над участками, где расположены памятники, и характером их разрешённого использования следует осуществлять национальному парку.

Особо охраняемые природные территории, в частности национальные парки, в первую очередь предназначены для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как отдельных стран и регионов, так и планеты в целом. Природное разнообразие заключается не только в нетронутой природе. Его составляют и те модифицированные экосистемы, которые сформировались в результате длительной сопряжённой эволюции природных сообществ и человеческой культуры. Этот эволюционный ряд заключает в себе особую информативную ценность и определяет возможности так называемого устойчивого развития. Особую роль в сохранении разнообразия экосистем и типов их взаимодействий с человеческой культурой играют культурные ландшафты.

В национальных парках богато и разнообразно представлено культурное наследие страны — отдельные памятники истории и культуры и их ансамбли, ландшафтные комплексы, этнографические памятники, фольклор. Коллективы национальных парков постепенно осваивают этот пласт наследия, организуют его охрану и включают в свои программы работ. В сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия существует немало организационно-управленческих проблем, возможности решения которых определяют обстоятельства, в том числе нацеленность руководства парков на поиск конструктивных решений. Руководство национальных парков в большинстве случаев не имеет достаточной информации об историко-культурной ценности своей территории, о том, чем же конкретно обладает эта территория и кто этими ценностями владеет. Отсутствие информации не позволяет корректно ставить некоторые управленческие задачи, не говоря уже об их выполнении. Поэтому любые программы и планы по культурному наследию в парках следует начинать с кадастровых и инвентаризационных работ, аналогичных тем, которые проводятся в рамках природоохранной деятельности по природным объектам. Опыт работы коллективов национальных парков с историко-культурными объектами невелик, однако историко-культурный потенциал территорий национальных парков значителен и должен быть востребован обществом.

Многие национальные парки остерегаются брать на себя обязанности по управлению объектами культурного наследия, не имея для этого достаточных организационных и финансовых возможностей. Поиск финансовых средств и привлечение необходимых специалистов доставляют немало хлопот руководству парков. Однако, разрабатывая программы по историко-культурному наследию, имеет смысл сосредоточиться на механизмах и средствах направленного воздействия на иных субъектов — правообладателей ресурсами и имуществом, чтобы их деятельность способствовала выполнению целевых задач парка. Это более сложная управленческая задача, но она экономит собственные финансовые и людские ресурсы национальных парков.

Национальные парки как учреждения не наделены достаточными управленческими правомочиями, а обладатели имущества и земель, представляющих историко-культурную ценность, не обременены необходимыми обязательствами и не несут адекватной ответственности за сохранность вверенных им ценностей. Это усугубляется тем, что процедуры согласования регламентов землепользования и градостроительной деятельности должным образом не упорядочены и поэтому процесс согласования может продолжаться бесконечно долго. Однако все эти проблемы в той или иной мере решаемы. Управленческий опыт их решения в национальных парках с высоким историко-культурным потенциалом будет иметь очень большое значение для выработки устойчивых и надёжных механизмов управления историко-культурными ресурсами в системе национальных парков России.

Один из основных стратегических ориентиров для национальных парков — интеграция в местную экономику и социальные институты как перспективных моделей устойчивого развития. Историко-культурное наследие, в особенности культурные ландшафты, — важнейший ресурс и средство выполнения этой задачи. Поскольку формирование культурных ландшафтов происходит под действием экономических и социальных процессов, они наиболее приспособлены к выполнению задач интеграции и обслуживания исторически сформировавшегося социума — местного сообщества. Восстановление и сохранение культурных ландшафтов в контексте задач национального парка может служить серьёзным импульсом развития местной экономики.

М.В. Трученков, Г.М. Шафикова

г. Пенза, Пензенский государственный университет архитектуры и
строительства

Источник: БООПТ «Хомутовская степь — Меотида»