4 самых «зелёных» школы со всего мира

Сокращение вредных выбросов в атмосферу — важная для экологии цель, которую ставят перед собой многие производители. Но не только они стремятся к углеродной нейтральности. Ставка на углеродную нейтральность в 2021 году — и модное, и полезное занятие. Правда, всё чаще огромные корпорации достигают статуса «зелёных» исключительно за счёт компенсации углеродного следа постфактум. Например, заказывают посадку деревьев на аутсорсе, не снижая при этом объёмов производства. Иной стратегии придерживаются организации, работающие в социальной сфере, — например, школы. Это как раз тот случай, когда меняться начинают с себя, и кажется, бизнесу тут есть чему поучиться.

Начальная школа Forest Edge в штате Висконсин, США

Начальная школа Forest Edge открылась в 2020–2021 учебном году в городке Орегон и стала первым в Висконсине школьным зданием, не создающим вредных выбросов. Сооружение является полностью энергоэффективным: оно производит и тратит 800 МВт электроэнергии в течение года. Для этого на этапе строительства на крыше установили 1 700 солнечных панелей, которые улавливают энергию для отопления и питания здания, отправляя излишки обратно в электросеть. В системе также предусмотрены аккумуляторы, которые сохраняют нерастраченную часть солнечной энергии.

Отопление в школе производится за счёт тепловых насосов. В здании предусмотрен геотермальный климат-контроль, в котором используется 99 скважин, которые уходят на глубину около 140 м и откачивают воду с глубины земли вокруг здания, меняя направление в зависимости от того, требуется ли школе отопление.

Помимо этого в новой школе есть и другие энергоэффективные меры: например, в солнечные дни специальная тонировка на окнах регулируется и предотвращает нагрев здания, освещение в комнатах автоматически адаптируется к солнечному свету, а определённые электрические розетки, такие как автомобильные зарядные станции, отключаются тогда, когда школе требуется больше электроэнергии.

Чтобы объяснить детям принцип работы их здания, в школе вывешены образовательные графики и изображения на стенах и окнах, которые наглядно демонстрируют, как устроены энергетические системы школы и каково их взаимодействие с окружающей средой.

Средняя школа Ysgol Bro Dinefwr в Уэльсе, Великобритания

Эта средняя школа для учеников 11–19 лет находится недалеко от города Лландейло в Кармартеншире, и она пока только надеется стать первой средней школой с нулевыми выбросами углерода в Уэльсе. Для этого руководство школы работает над переводом школьного энергоснабжения на 100% возобновляемое: стремится увеличить количество солнечных батарей на крыше здания и ведёт переговоры о том, чтобы поставлять энергию для обеспечения здания с местной ветряной турбины.

В школе выращивают зелень и овощи, а также изучают закупку еды для школьной столовой, чтобы сосредоточиться на местных продуктах и сократить выбросы от использования транспорта. Предполагается, что строительство грядок для выращивания продуктов может перерасти в создание полноценной «вертикальной фермы» на школьных стенах и крышах для производства продуктов питания без необходимости в почве.

Уже сейчас в школе создаются площадки для учёбы и выступлений на свежем воздухе, а также собственный пруд. Кроме этого в ближайшее время планируется установить точки подзарядки электромобилей на автостоянке для персонала и посетителей.

Средняя школа Corinda State High в Брисбене, Австралия

Corinda State High — это единственная средняя школа в Австралии, сертифицированная по программе Climate Active. Сертификация Climate Active поддерживается австралийским правительством и является одной из самых строгих в мире. По мнению государства, она помогает обществу выбирать и поддерживать бренды, которые стремятся к устойчивому развитию. Чтобы получить этот статус, руководство школы обратилось в специальную организацию, которая оценила их уровень выбросов и помогла им достичь углеродной нейтральности.

При измерении углеродного следа школы учитывали такие статьи как отопление и охлаждение здания, электричество, расход воды, утилизация отходов, работа ИТ-оборудования, уборка, закупка продуктов питания и полиграфия. Электроэнергия оказалась крупнейшим источником выбросов CO2. Самым неожиданным источником углекислоты стала находящаяся на территории ферма домашних животных, на которой жила корова, два телёнка, 20 овец и альпака.

Чтобы приблизиться к углеродной нейтральности, руководство школы предприняло следующие шаги:

  • внедрило светодиодное освещение;
  • реализовало программу по переработке и компостированию отходов;
  • создало резервуары для сбора воды объёмом 250 000 л, которые используются для уборки и полива выращиваемых на территории сельскохозяйственных культур;
  • сделало использование воды более рациональным, например, установило туалеты с двойным смывом;
  • сделало выбор в пользу более экологичных расходных материалов, например, бумаги с сертификацией FSC.

Сейчас Corinda продолжает развиваться в этой области и имеет трёхлетний план по уменьшению своего воздействия на окружающую среду. В ближайшие годы учебное заведение планирует перейти на возобновляемые источники энергии и использовать её более эффективно. Руководство школы находится в поиске партнёрского финансирования для компенсации выбросов с помощью сертифицированных углеродных кредитов. Для учащихся проводится много интересных уроков по устойчивому развитию.

Международная сеть учебных заведений Dulwich College International

Международная сеть Dulwich, основанная в 2003 году и насчитывающая 13 учебных заведений по всему миру, считает устойчивое развитие одной из составляющих своей общей миссии. Чтобы научить учеников заботиться о планете, руководство делает ставку не только на уроки и внеклассные мероприятия, но и на реальные действия.

Dulwich College International в Сингапуре стал первым учебным заведением в этом государстве, взявшим на себя обязательство использовать электричество с нулевым выбросом углерода, компенсированным за счёт посадки более 35 000 деревьев. В сингапурском отделении также внедрён компостер для пищевых отходов и энергоэффективные системы управления зданием с доступной для студентов информацией.

В пекинском филиале за счёт внедрения электрических школьных автобусов, использования солнечной энергии и сенсорного освещения удалось существенно сократить использование электричества и невозобновляемых источников энергии. А оборотная система водоснабжения для полива растений позволяет ежегодно экономить 8 000 т воды.

По инициативе учеников начальных классов в школе Сеула проводятся «понедельники без мяса», а комитет по устойчивому развитию старших классов организует в школе программу утилизации расходных учебных материалов.

Источник: РБК Тренды