Как экологические стартапы спасают природу

Экологичность, устойчивое развитие и забота об окружающей среде — устойчивые тренды 2021 года. Предприятия-гиганты и быстрорастущие стартапы по всему миру тратят сотни миллионов долларов на спасение нашей планеты.

Для экобизнеса монетизация не единственная цель. За громкими цифрами венчурных инвестиций здесь стоят не менее громкие идеи — забота о среде, в которой мы живём.

Самый известный в мире представитель пассажирских перевозок Uber получил 800 миллионов долларов инвестиций, чтобы полностью перейти на электрические автомобили к 2040 году. Одна из целей — углеродная нейтральность.

На шаг дальше — планы Microsoft. В прошлом январе её представители озвучили глобальную экоцель: к 2050 году они планируют удалить из окружающей среды весь углерод, который компания выбрасывала напрямую или в результате потребления электроэнергии с момента своего основания в 1975 году.

Подобных примеров — тысячи. Компании помогают спасти либо улучшить природу, снижают потребление или позволяют получить больше ресурсов с меньшими потерями для экологии.

Но в этой статье мы рассмотрим тех, для кого приставка «эко» стала основополагающей идеей успешного бизнеса, а не дополнительным «бонусом» или сторонним проектом. Некоторые из них не просто ухватили за хвост всемирный экотренд, но и сумели выручить на нём неплохие деньги. Другие — находятся на пути к прибыли, но предлагают действительно инновационные идеи.

Charge: always be charged!

Стремительно растущий стартап Charge из студии Colab.la был создан в 2019 и с тех пор не останавливался в росте ни на месяц. Идея, которая изначально легла в основу стартапа, — максимальное распространение электрических средств передвижения и уменьшение углеродного следа.

Самым очевидным препятствием для выполнения этой цели оказалась труднодоступность зарядных устройств: на тот момент их было куда меньше, чем сейчас. Основатели Charge решили исправить это досадное недоразумение.

Начав со станций для зарядок электромобилей, они перешли к электросамокатам, энергетическим решениям для компаний сотовой связи и даже powerbank’ам. Из небольшого стартапа Charge всего за два года вырос в предприятие-гигант, предоставляющее электричество в 19 странах, и к июлю 2021 года их чистая прибыль достигла отметки $20,2 млн.

Recurrent: для роста вторичного рынка электромобилей

Основатель Recurrent Скотт Кейс заметил: вместе с активным наполнением мирового рынка электрическим транспортом появилась возможность кардинально изменить модель покупательского поведения автолюбителей. Годами выбор б/у транспортного средства основывался на неизменных принципах — километраж, состояние и история машины. А вот как определить «внутреннее» состояние электрокара, а точнее, его реальный запас хода после нескольких лет эксплуатации?

Стартап, получивший $3,5 млн инвестиций, обеспечивает проверку электромобилей перед их перепродажей: на текущий момент у проекта есть возможность оценивать показатели VW Golf-е, Nissan LEAF и BMW i3. Глобальная экозадача проекта — ускорение распространения электрических автомобилей и, как результат, сокращение выбросов углекислого газа на 20 %.

Но выбросы можно не только сокращать или даже «минусовать», как планирует делать это та же Microsoft. Можно просто не оставлять углеродного следа, используя современную технику.

Vanora: помогает выбрать технику с углеродной нейтральностью

Vanora — единая платформа для осознанного приобретения и использования морского оборудования, в том числе и транспорта. В августе 2019 года компания получила первые инвестиции в размере 150 тысяч долларов, а уже в апреле этого года обеспечила проведение 54 % сделок по продаже и фрахту морского оборудования на норвежском рынке.

С помощью платформы фрахтовщики могут выбирать оборудование или суда с углеродной нейтральностью, заботясь, таким образом, о будущем планеты. И судя по отчётам компании, такие решения принимаются всё чаще (повод задуматься всем игрокам рынка — от судоверфей до их клиентов).

Кстати, не менее часто во всём мире стали использовать альтернативные решения в области переработки отходов.

Biogas: энергия из отбросов

Стартап Antec Biogas норвежской студии Norselab увеличивает эффективность добычи биологического газа. В рамках своего плана по выходу на международный рынок они планируют потратить 70 миллионов долларов инвестиций на развитие технологии по добыче биогаза.

Пищевые отходы, сточные воды или рыбный ил превращаются в газ, который, в свою очередь, можно использовать для производства электроэнергии, тепла и топлива.

Этот проект (как и тот, о котором вы прочитаете ниже) — классическая win-win-схема: стартап зарабатывает на оборудовании, пользователи получают дополнительные ресурсы за счёт отходов, которые до этого никак не использовались или даже «работали в минус» (нужно было избавляться от них за свой счёт).

WasteIQ: делает деньги из мусора

Ежегодно в мире генерируется около 2 миллиардов тонн отходов, а к 2050 году этот показатель может увеличиться до 70%. Всемирная проблема переработки (или, правильнее сказать, — отсутствия действительно массовой переработки мусора) привлекла внимание основателей компании WasteIQ. В 2017 при поддержке студии Norselab они начали разработку экорешения, а в 2021 году — получили инвестиции в размере 30 миллионов норвежских крон.

Собрав данные о количестве мусора в своём родном городе, фаундеры разработали и монетизировали целую экосистему для людей и компаний — от тех, кто выкидывает мусор, до тех, кто его перерабатывает.

Глобальная цель создателей WasteIQ — извлекать ценные ресурсы, которые в настоящее время спрятаны в отходах. Вторичное использование этих ресурсов позволит не только наносить куда меньшее количество вреда природе, но и заработать (или сэкономить) всем участникам процесса.

Кстати, о вреде, который наносится природе. Иногда его причиной является не только человек, но именно человек может его существенно уменьшить.

Rain.Aero: тушит пожары водяными бомбами

Основатели стартапа Rain Aero, рождённого в стартап-студии Devland, были обеспокоены количеством лесных пожаров по всему миру. Они подсчитали: только суммa ущерба, наносимого пожарами, достигает 300 миллиардов долларов в год, не говоря уже об экологической составляющей.

Компания считает: каждый лесной пожар начинается с малого, а значит, и справиться с проблемой на начальном этапе можно с помощью небольших усилий. Автоматизированные дроны позволяют остановить пожар в течение 10 минут после его начала. Этот результат достигается с помощью комплексного использования автономных транспортных средств и компьютерного зрения.

Nofence: радиоуправление для животных

Ещё один норвежский проект из студии Norselab, в центре которого лежит идея улучшения развития животноводства. Основатели стартапа разработали виртуальное ограждение, которое существенно облегчает контроль за скотом и увеличивает потенциал пастбищных ресурсов.

Nofence использует специальные приборы, которые позволяют направлять животное в нужную удалённому пастуху сторону. Кроме того, за стадом можно следить в режиме реального времени и своевременно отреагировать на внештатную ситуацию.

Экологическая составляющая проекта состоит в спасении исчезающих растений, которые нередко становятся «жертвами» домашних животных. На карте пастбища можно точно обозначать «мёртвые зоны», после чего стада можно безопасно выпасать хоть на территории природных заповедников. Так сказать, «и овцы сыты, и нужные растения целы».

Экотренд — не просто тренд

Эта «семёрка» — лишь пример проектов, запущенных стартап-студиями по всему миру. Студиями, команды которых зачастую видят и монетизируют тренды раньше, чем это делают более консервативные игроки рынка.

Да, для этого важно отслеживать общее состояние отраслей, но в результате можно выбрать растущую или неохваченную нишу и успешно монетизировать её.

«Зелёные» проекты — классический пример монетизации таких тенденций. Тем более, что в 2021 году экотренд — уже не просто модное словечко. Это реальная необходимость спасать то, что ещё можно спасти «малой кровью» — ведь объём наносимого человеком вреда природе растёт с каждым годом:

Источник: vc.ru